Те первые впечатления о картинах я помню до сих пор, могу много говорить о них и об их авторах, но сейчас вспомнился художник Фёдор Александрович Васильев.
Его портрет в одном из залов галереи меня заворожил. Я отстала от класса и встала напротив картины. Снизу вверх всматривалась в лицо изображённого человека и не могла оторвать от него взгляда. Какой хороший молодой дяденька! Я приподнялась на цыпочках и разобрала надпись на табличке "И. Крамской. Портрет Ф.А. Васильева. 1871."

Крамской И.Н. Портрет Ф.А. Васильева. 1871. 88.3×68.3 см. Масло, Холст. Третьяковская галерея.
Ф.А. Васильев мне очень понравился: аккуратный, с воротничком и бантиком, с какой-то замысловатой блестящей штучкой на цепочке .... он спокойно стоял в пространстве картины и тоже с интересом меня разглядывал. Даже хотел мне улыбнуться, но не успел, меня схватила за руку учительница и сердито потащила из зала.
Позже, бывая в Третьяковской галерее, я непременно подхожу к портрету Васильева и вспоминаю нашу первую встречу. Портрет расположен в зале Крамского, а картины самого Васильева - в другом. Я смотрю на избражение и ощущаю художника, как старого, доброго знакомого, а он тоже смотрит на меня приветливо. И всякий раз во мне одновременно с радостью рождается ощущение невосполнимой потери. Словно я была лично знакома с этим человеком, а его в одночасье не стало.
Я поинтересовалась биографией Фёдора Васильева. Грустная она.
Фёдор Васильев умер в 23 года от мучительной болезни. Работая над картиной "Оттепель", сильно простудился. Простуда долго не проходила, врачи обследовали и обнаружили туберкулёз. Общество поощрения художеств выделило художнику средства для лечения в сухом климате Крыма, но болезнь приняла тяжёлую форму, и Фёдор Александрович умер в Ялте в сентябре 1873 года.
Крамской и Репин называли Васильева "гениальным мальчиком". Художественный критик Стасов отзывался о нём, как о "громадно талантливом" и видел в юном художнике "одну из лучших надежд нашей отечественной школы".
Васильев создал немного картин, но каждая из них – шедевр пейзажного искусства. Он учился пейзажной живописи у Ивана Шишкина, но, на мой взгляд, Васильев ближе к Саврасову. Ближе общими чертами изображения природы, но оба художника отличаются друг от друга. Саврасов больше реалист в хорошем значении этого слова, Васильев – тонкий лирик.
Говоря о Васильеве, Крамской сказал, что русскому пейзажу не хватало "поэзии при натуральности изображения". Васильев внёс в русский пейзаж особое поэтическое настроение.
Крамской горько сожалел о безвременной кончине гениального русского пейзажиста: "Васильев любил природу и понимал её – ведь это так редко даётся человеку!" Да, насмешка судьбы – умер именно понимающий природу художник, "Моцарт" русского пейзажа.
Что интересно, при знакомстве Репин не оценил творчество Васильева, он не распознал в его артистической натуре серьёзность творца. Но через год, путешествуя с Васильевым по Волге и собирая материал для "Бурлаков", Репин разглядел рядом с собой художника-жемчужину и отозвался о нём восхищённо: "Да, это настоящий талант!"
Картины Васильева находятся в Русском музее, в музеях Одессы, Ялты, Саратова, Смоленска, Нижнего Новгорода, Ростова, Красноярска, Ташкента, Тюмени, Перми, Вятки, Курска, Пскова, Владикавказа, Минска, Киева. Мне приятно перечислять эти города, где берегут и ценят картины Васильева.
К сожалению, эти города далеки от меня, поэтому я любуюсь тонкими и трепетными пейзажами Фёдора Васильева в Третьяковской галерее.

Васильев Ф.А. Мокрый луг. 1872. Холст, масло. 70х114. Третьяковская галерея.