Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О картине О.Кипренского "Читатели газет в Неаполе"

В 1831 году Орест Адамович Кипренский получил заказ на картину от графа Дмитрия Шереметева. Граф обязался заплатить за работу сразу же по её завершению. Сумма в шесть тысяч рублей была для художника весьма ощутимая, но граф задержал выплату. В следующем (1832) году Кипренский выставил картину сначала в Риме, потом (1833) отослал её на выставку в Петербург в Императорскую академию художеств. Картина была выставлена под названием "Четыре портрета, поясные фигуры, одна читающая газету, а другие слушающие".

IMG_20181123_151115.jpgОрест Кипренский. Читатели газет в Неаполе. 1831. Холст, масло. 64,5 × 78,3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
(инв. 5100)

Президент Академии художеств А. Оленин написал Кипренскому в Италию: "Картины ваши, и в особенности Путешественники, восхищали зрителей, стечение которых было необыкновенно. Государь император весьма любовался вашими произведениями, опрашивал, кому они принадлежат..."

В письме к управляющему имениями графа А.П. Куницыну (январь 1835) Кипренский пишет: "…Прошу Вас всепокорнейше растолковать графу Дмитрию Николаевичу… что – де я, любя его по наклонности… более других, предпочел его перед другими, посвятя ему лучшие произведения свои, кои многие бы из любителей изящного желали бы иметь в своих кабинетах… Работая шесть с лишним месяцев картину, изображающую Чтение французской газеты и Ворожею итальянскую при свече… хотя и принесли автору всеобщее рукоплескание публики и Самого Государя, но от этого не легче автору".

Дело было в том, что за картину (и "Ворожею итальянскую") Дмитрий Шереметев обещал заплатить шесть тысяч рублей. Время шло, а вот деньги, наоборот, не шли. Ожидая обещанного гонорара, Кипренский написал стишок о графе:

"Уж времячко катится к лету,
а у меня денег нету,
хоть б за "Французскую газету"
мне б прислал Он монету"


Граф заплатил лишь в 1836 году. Не потому что жадничал, он был богатейшим человеком, а потому, что находясь в Воронеже, тяжело заболел. Оправившись от болезни в мае 1836-го, Шереметев вспомнил о долге и тотчас отдал распоряжение: "Собственной моей канцелярии. За две картины, присланные из Италии советником Академии художеств Кипренским, отправить к нему в Неаполь 6 тысяч рублей… переводом через банкира барона Штиглица".

Долгое время картина находилась у Дмитрия Шереметева, потом её приобрёл Фёдор Иванович Прянишников (государственный деятель, благотворитель, библиофил, почт-директор). Собрание картин Прянишникова в 1867 году выкупил император Александр II и подарил его художественному отделению Румянцевского музея, из которого в 1925 году картина Кипренского перекочевала в Государственную Третьяковскую галерею.

К 1851 году название картины укоротилось до двух слов - "Читающие газету", а в Третьяковской галерее она называется просто "Читатели газет в Неаполе".

О сюжете.
На картине четверо мужчин, которые слушают читаемые вслух новости из газеты.
Кипренский в письме к графу Василию Мусину-Пушкину-Брюсу (от 13.02.1833) писал, что эта картина "изображает политическое чтение в 1831-м году. Я сцену взял с натуры. Русские путешественники в Неаполе читают La Gazette de France статью о Польше, как-то усмотрите в картине. Картины сии трудов моих посылал графу Д. Н. Шереметеву из признательности".

Художник Андрей Иванов в письме к сыну (художнику Александру Иванову) предположил, что люди на картине поляки, которые узнают из газеты новости о Польском восстании 1830—1831 г.г. Тревожность обстановки на их далёкой Польше подчёркивает дымящийся Везувий.

Известно, что заказчик картины Дмитрий Николаевич Шереметев участвовал в походе против восставшей Польши и находился с полком при взятии Варшавы, отличился и был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В связи с этим можно предположить, что в память о польских событиях он пожелал иметь картину, указав художнику имена конкретных людей, с которыми он, Шереметев, был знаком лично. Ведь незачем смотреть на незнакомых людей?

Историк искусства Н.И.Романов высказал мнение, что на картине изображены представители польской диаспоры в Италии: слева направо — поэты Антоний Эдвард Одынец (с собачкой и газетой), Адам Мицкевич, Зыгмунт Красинский, справа граф Александр Потоцкий.

Возможно, так и есть, но верить не хочется, а хочется возразить. Во-первых, Кипренский писал картину в 1831-м году, запомним эту дату. Во-вторых, он писал картину "шесть с лишним месяцев". В-третьих, писал с натуры, то есть изображаемые должны были ему длительно позировать.

А возражаю вот почему.

Первая фигура на картине - якобы Антоний Эдвард Одынец. В 1831 году он находился в Дрездене, поэтому позировать для картины не мог. В Польшу вернулся лишь в 1837 году, когда Кипренского уже год не было в живых.

Вторая фигура - Адам Мицкевич. Адам Мицкевич и человек на портрете схожи лишь бородой, переходящей в бакенбарды. Больше никакого сходства. Кто хоть раз видел лицо Адама Мицкевича, тот со мной согласится. К тому же, в 1831 году во время польского восстания Адам Мицкевич находился в Польше, где безуспешно пытался присоединиться к восставшим. После тщетных попыток уехал в Дрезден, оттуда в Париж. Где здесь Неаполь и позирование для картины?

Третья фигура - Зыгмунт Красинский. Красинский с 1829 жил то во Франции, то в Италии, и лишь изредка приезжал в Польшу. Про Италию нигде не говорится ни слова. Что, Кипренский его портрет выдумал из головы? И как мог Шереметев дружить с человеком, постоянно живущем за границей?

Последняя, четвёртая фигура - Александр Потоцкий (в шапочке-ермолке). 1830—1831 годах он помогал Польскому восстанию, на свои средства собрал конный полк, но в военных действиях не участвовал из-за болезни. После подавления восстания уехал в Италию. По приказу Николая I имущество Потоцкого было конфисковано, как у противника государственного строя. Сложно представить, что верноподданный Дмитрий Шереметев дружил с польским революционером и хотел видеть его портрет в своём доме!

Вывод? Изображены не поляки в Неаполе, а русские. Кипренский не зря сказал в письме о "русских путешественниках". Русских в Неаполе и во всей Италии было много, и все они интересовались польско-русскими отношениями. Слово "Польша" в газете - тоже не в пользу поляков. Русские путешественники также могли быть взволнованы газетными новостями, ведь Польша была частью России, и там шли военные действия.

Так какие русские изображены на картине? Навскидку могу предположить, что "Адам Мицкевич" на картине больше похож на Карла Брюллова, третий персонаж похож на самого Кипренского, а тот, что в ермолке, на молодого Михаила Глинку. Все они были в 1831 году в Неаполе, все дружили с Шереметевым, и все были знакомы Кипренскому. Настолько знакомы, что могли позировать ему в домашней одежде.

Но это всего лишь мои предположения, может, кому-то эти люди напомнят других известных лиц.

Жаль, что художник не оставил их имён, уж он-то точно знал кого рисовал. Может, когда-нибудь безымянная тайна этих людей раскроется? Для этого надо провести полное исследование и выяснить, кто есть кто, но Третьяковская галерея, имея к этому все возможности, держится польской версии.

В заключении скажу, не важно кто изображён на картине, русские или поляки, важно то, что она всегда будет притягивать взгляд и побуждать к размышлениям о ней самой и об её авторе. Лица, прописанные рукой талантливого живописца, как открытая книга, говорят о многом. Изображённые незнакомцы не позируют перед художником и зрителем, а живут на картине. А жизнью её наполнил замечательный русский художник О.А.Кипренский.

KIPRENSKII-DMITRII-SEREMETEV.jpg
Кипренский Орест Адамович. Портрет графа Д.Н. Шереметева. 1824. холст, масло, Государственный исторический музей, Москва.


О портрете Шереметева.
Парадный портрет Д.Н. Шереметева написан в 1824 году в мастерской художника в Фонтанном доме (шереметевском дворце). Там же, кстати, Кипренский создавал портрет А.С.Пушкина. Шереметеву на портрете всего 21 год. Он изображён в кавалергардском мундире на фоне анфилады комнат Фонтанного дома, но ещё без ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом, он получит его в 1831.

Портрет выставлялся в Академии художеств, после выставки портрет был приобретён за 15 тысяч В.С.Шереметевым (троюродный родственник) и пожертвован для украшения Столовой залы Странноприимного дома. Портрет разместили на торцевой стене напротив портрета графа Николая Петровича Шереметева, отца Дмитрия.
В настоящее время два этих огромных по размеру холста (Шереметев-отец и Шереметев-сын) находятся в запасниках Государственного исторического музея в Москве.

Шереметев и Кипренский были дружны. Когда в 1823 году Кипренский вернулся из Италии, Шереметев был единственным, кто встретил его приветливо и радушно. Предложил ему проживание в Фонтанном доме и там же мастерскую. Помог ему с заказами на картины.
Tags: гордость нации, кипренский, описание картин, русская живопись, русские художники, третьяковская галерея
Subscribe

  • О детективах и шарах.

    Сегодня утром надолго застряла у книжного шкафа, в той части, где стоят детективы. Просмотрела и удивилась, неужели я всю эту ораву книг прочла?…

  • Цитата из Иоанна Богослова.

    "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не…

  • Нина и Надя - женщины Брюсова.

    Не обещайте деве юной Любови вечной на земле ... /Б.Окуджава/ Валерий Брюсов считается выдающимся русским поэтом и талантливым литературным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • О детективах и шарах.

    Сегодня утром надолго застряла у книжного шкафа, в той части, где стоят детективы. Просмотрела и удивилась, неужели я всю эту ораву книг прочла?…

  • Цитата из Иоанна Богослова.

    "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не…

  • Нина и Надя - женщины Брюсова.

    Не обещайте деве юной Любови вечной на земле ... /Б.Окуджава/ Валерий Брюсов считается выдающимся русским поэтом и талантливым литературным…