А я прекрасно помню своё впечатление о первом фильме трилогии "Гоголь. Начало" - вот, думала, наконец-то покажут мистическую сторону гоголевской натуры! Но, как говорится, начали "за здравие, кончили за упокой".
То есть, говоря образно, водрузили фильм на вершину и столкнули. И покатилась она вниз с ожидаемым ускорением. И не спасли её даже хорошие актёры.
Сейчас вспоминаю те серии, что смотрела (две с половиной), и думаю, что из всех актёров роль удалась лишь Александру Петрову (Гоголь), он старался показать именно Гоголя, и это ему удавалось, не смотря на фантастический сценарий. Остальные уважаемые мной актёры (Евгений Стычкин и Ян Цапник, о Меншикове разговор ниже) в этом фильме просто работали соответственно своей профессии. И их нельзя в этом винить. Сам фильм такой, что актёрам со своим талантом негде было развернуться, даже мрачные декорации довлели над изображаемыми ими персонажами, которые тоже становились декорациями.
Александр Петров в роли Гоголя мог бы выразить загадочную суть великого писателя, если бы не был стеснён рамками гротескового сценария. Не таким уж припадочным и суеверным был Гоголь, каким его захотели изобразить авторы трилогии. Петров сыграл ярко, и жаль, что у молодых зрителей (в первую очередь школьников) образ Гоголя закрепится в памяти именно таким киношно-малахольным. Жаль Гоголя, о нём и так всего напридумано.
Олег Меньшиков в роли Якова Петровича - прелесть. И прелесть не оттого, что Меньшиков неподражаемый актёр, а оттого, что он единственный, кто отнёсся к своей роли несерьёзно. В образном смысле несерьёзно, играл-то он как раз серьёзно. А несерьёзность в том, что фильм о Гоголе снят в манере комиксов. В Америке, в Японии на основе комиксов ставят фильмы, у нас (в случае с Гоголем) сделали наоборот - из фильма получился комикс. А что такое комикс? Это название жанра от английского слова comic, то есть "смешной". Комикс - это рисованная история, рассказ в картинках.
Загадочность Гоголя сыграла свою роль, и создатели кинотрилогии ухватились за эту особенность Николая Васильевича и смастерили не просто рассказ в картинках, а построили сюжет в духе "фильмов ужасов". Их идея понятна - чем страшней, тем интересней.
Но ... страшно не было. Был лёгкий интерес, чем этот комикс закончится. В советском фильме "Вий" (с Хомой-Куравлёвым) Вий был по-настоящему страшен. Потому что авторы фильма отнеслись к Гоголю и его произведению серьёзно и с уважением.
Потому Яков Петрович в роли Меньшикова играет, как летает, острит, шутит, смеётся, словно это не "страшная" картина, а театральный капустник. Меньшиков мог бы подыграть страшилке, это в его силах, но, смею предположить, что умница Олег Евгеньевич сразу раскусил, что фильм о Гоголе всего лишь "comic", и играл соответственно.
Кадр из последнего фильма трилогии "Страшная месть"