Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Аппассионата. Фильм и музыка.

"Аппассионата" - короткометражный художественный фильм (1963) режиссёра Юрия Вышинского. Звучащую в фильме сонату Бетховена я впервые услышала в этом фильме о Ленине. Сюжет непритязательный: к Максиму Горькому приехал Ленин, чтобы в домашней обстановке провести редкие минуты отдыха. Зная, что Ленин любит музыку, Горький пригласил пианиста Исайю Добровейна, чтобы он порадовал Ильича своей игрой. Добровейн играет на рояле Шопена и Бетховена. Ленин, Горький и Пешкова слушают.
Это о фильме вкратце.

Горький позже написал об этом случае очерк.
По очерку в 1963 году и поставили короткометражку "Апассионата". Исайю Добровейна сыграл настоящий пианист Рудольф Керер. После прослушивания сонаты Ленин сказал свои знаменитые слова о "нечеловеческой" музыке.

Фильм короткий, минут на 40, и я его хорошо помню, потому что в моём детстве его часто показывали по телевизору, в пионерлагере и в школе по праздникам. Я всякий раз смотрела с интересом, потому что мне нравился добрый дедушка Ленин и музыка, которая звучала в фильме. А ещё нравился пианист, который эту музыку играл.
Особенно хорошо помню, как Ленин спускается по долгой лестнице, а его шаги сопровождает музыка Бетховена.

На лестнице.jpg
Кадр из фильма "Аппассионата".


Я вспомнила сегодня про этот фильм и посмотрела его на you tube. Вспомнила свои детские впечатления, тогда Ленин и Горький казались очень похожими на самих себя (по портретам), сейчас вижу, что их похожесть условная, и это понятно. Но сыгранная Керером соната по-прежнему потрясает, и я вслед за Лениным повторяю: да, музыка Бетховена действительно нечеловеческая.

Вспоминаю слова Тургенева об "Аппассионате" в его рассказе "Несчастная": "С самых первых тактов стремительно-страстного allegro этой сонаты я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца. Я не хотел и не смел вздохнуть".

И вновь я задаю себе вопрос: как мог человек, по сути слабое и мягкое существо, создать такую титаническую музыку?! И сама себе отвечаю: это доказательство того, что в каждом человеке есть Бог, только одни не верят этому, а другие, как Бетховен, ощущают себя Богом и творят божественную музыку.

Клаудио Аррау тоже изумительный пианист, люблю его слушать. Он играет не как Керер, много мягче и с полным погружением в музыку, которую исполняет. Словно душа по нервам перебирается в руки и летает вместе с ними над клавишами. И мне всегда становится страшно, что вдруг настанет момент, когда пианист весь растворится в музыке и его не станет.
Мысли абсурдные настолько, насколько и утешительные, ибо музыка, забирая, отдаёт! Особенно музыка Бетховена! Композитор считал "Аппассионату" лучшей из своих сонат, и Аррау это доказывает.



Аппассионата.jpg
Кадр из х/ф "Аппассионата"


Цитата Ленина из фильма "Аппассионата":
"Помните слова Бетховена "Жизнь есть трагедия"? Ведь это слова музыканта, величайшего музыканта! Он никогда не стоял в стороне, он всю жизнь боролся. Я не знаю, может быть, в Европе виртуозная, блистательная техника, но у нас, в наше время, этого мало. Нужно ещё то, что захватывает душу!"
Tags: бетховен, ленин, пианисты, советское кино, яндекс-музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments