mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Гоген и Пикассо. Две женщины - один образ.

Рассматривая картины Пабло Пикассо, я обратила внимание на серию картин с изображением женщин. Картины различаются по годам создания и по облику изображённых женских фигур. Они разнообразны: красивые и уродливые, из геометрических фигур и извилистых линий, с полосками и пятнами, плоские и многоступенчатые, разноцветные и однотонные ...

Среди них я выделила одну. Пикассо назвал её просто "Портрет женщины", написана картина в 1936 году. Полюбовалась ею и пошла дальше рассматривать вереницу женских портретов. Но "Портрет женщины" не выходил из памяти, и я к нему вернулась. Не давала покоя мысль, что я уже видела портрет этой женщины, но у другого художника. Пробежалась мысленно по закоулкам-запасникам своей памяти и вспомнила: этот образ я видела на картине Поля Гогена с изображением кафе в Арле.

Решила удостовериться. Да, женщина на картине Пикассо напомнила мне хозяйку кафе госпожу Жину, которую Гоген изобразил, проживая некоторое время в Арле. Кафе находилось возле вокзала, и можно себе представить кругооборот посетителей. Похоже, госпожа Жину крутилась, как белка в колесе. Но вечерами, когда поток посетителей стихал, хозяйка могла дать себе возможность присесть и отдохнуть от дневных трудов.

Она изображена художником сидящей за отдельным столиком своего кафе в компании бутылки абсента. Лицо задумчивое, фигура расслабленная, одна рука подпирает голову, другая вяло лежит на столе. Госпожа Жину уже отпила большой глоток алкоголя и приняла позу умиротворения. Становится ясно, что кроме этих вечерних минут расслабленного удовольствия, у неё нет других радостей.


Поль Гоген. "Ночное кафе, Арль" (Ночное кафе в Арле). 1888 г. Холст, масло. 73x92 см.ГМИИ им.Пушкина.

А вот теперь я перехожу к картине Пикассо.

"Портрет женщины" (1936) специалисты относят к периоду сюрреализма в творчестве Пикассо. Но мне совсем не хочется вдаваться в искусствоведческие размышления о творческих направлениях художника. Мы все, даже обычные люди, имеем различные направления, которые у нас называются интересами (на один час или на всю жизнь). Поэтому мой интерес, объединивший для обозрения две непохожие на первый взгляд картины, в том, что их сюжеты взяты не с потолка, а из жизни, реализм это или сюр.

Если картина Пикассо привела меня к картине Гогена, то в равной степени я могу сказать и обратное, и неизвестно, что было изначально. Два женских образа на двух разных картинах слились во мне (подчёркиваю - во мне!) в одно целое, как дополнение одного к другому.

Пабло П Портрет женщины 800. (571x700, 252Kb)
Пабло Пикассо. "Портрет женщины". 1936 г. Холст, масло. 41x33 см. Частная коллекция.


Я представила, что цветущая женщина Пикассо - это госпожа Жину в молодости. О том, что между созданиями обеих картин лежит полвека (а если точно 48 лет), я умолчу, ибо это не существенно. Вглядываюсь в изображение хозяйки кафе, я вижу, какой она могла быть в прошлом. А вглядываясь в портрет женщины Пикассо, я могу себе представить, какой она будет в будущем.

А пока она красивая, свежая, упругая, открытая к радостям жизни и постижению мира, скорее всего любовного, так как уверена, что перед женщиной не условная книга, а открытое письмо. Второе название картины Пикассо - "Читающая женщина", но читает она явно не книгу. Отталкиваясь от письма, можно понять, о чём мечтает эта молодая женщина, скорее всего о господине Шину и его ласках ( распахнутая грудь и мечтательные глазки).

А четырёхпалая ручка, тяжело и властно упавшая на письмо, указывает на характер красавицы, который не так уж прост! Все эти линии, округлости, их повороты и замкнутости на картине говорят о женщине себе на уме. И не надо верить её томно закрытым глазкам, наверняка, выйдя замуж, она загнала господина Жину под свой каблук и крутит им, как любая властная женщина. Недаром на картине Гогена у хозяйки кафе умный и внимательный взгляд, словно говорящий "я хоть и выпила, но вижу тебя насквозь!"

Разумеется, всё выше описанное моя фантазия, но фантазия, как известно, синоним термину "воображение" или способность к представлению. Два схожих ракурса на двух различных картинах - и родился единый образ, возможно, типичный для определения понятия "женщина" )))
Tags: гоген, живопись, зарубежные художники, описание картин, пикассо
Subscribe

  • Анжамбеман как форма стихосложения.

    Стихов я не читаю — но люблю Марать шутя бумаги лист летучий; Свой стих за хвост отважно я ловлю; Я без ума от тройственных созвучий И влажных рифм,…

  • Танцуй от печки.

    У русского писателя Василия Алексеевича Слепцова, популярного в середине 19 века, есть написанный в 1871 году роман "Хороший человек". Герой…

  • И о погоде в ноябре.

    Известен случай из жизни В.И.Даля, когда он, 17-летний выпускник Морского военного корпуса, следовал из Петербурга к месту службы (черноморский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments