Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Советский художественный фильм "Дневник директора школы". 1975.

Советский художественный фильм "Дневник директора школы", 1975, режиссёр Борис Фрумин.

С первых минут просмотра вспоминается фильм Ростоцкого "Доживём до понедельника", уж очень много сходства. У Ростоцкого главный герой учитель и у Фрумина учитель, там одинокая учительница Светлана Михайловна, здесь одинокая завуч Валентина Фёдоровна, там конфликты с учениками и здесь тоже, и в обоих фильмах отношения с коллективом и с родителями.

Оба фильма при всей своей внешней похожести разные по сути, потому что в них рассматриваются разные проблемы. Картина Ростоцкого "Доживём до понедельника" затрагивает проблему "учитель и школа", в картине Фрумина "Дневник директора школы" – проблема "отцы и дети".

Интересно то, что фильм "Доживём до понедельника", вышедший на семь лет раньше, имел большой успех и даже стал любимым у зрителей, а более современный "Дневник директора школы" прошёл незамеченным. Думаю, причина в том, что зрители начали сравнивать оба фильма, и сравнение было не в пользу фильма Фрумина.

Главный герой фильма "Дневник директора школы" - директор школы Борис Николаевич Свешников (Олег Борисов). Он, как подобает учителю, сеет "разумное, доброе, вечное". Он доволен своей профессией, к которой пришёл по призванию, и директором работает с удовольствием, хотя скромничал перед друзьями, что, мол, сам-то он не очень хотел, но уговорили.

Директор3.jpg
Директор ленинградской школы Б.Н.Свешников (Олег Борисов)
[Spoiler (click to open)]
Борису Николаевичу нравится приходить по утрам в школу, вести уроки, беседовать с коллегами, учить учеников жизненным премудростям на примерах книжных героев. Он внедряет передовые методы воспитания и обучения и учит подопечных быть самостоятельными в потоке жизни.

Но каждый вечер директор школы возвращается домой, где его педагогические принципы ничего не значат для собственного сына. Серёжа, молодой максималист, объявляет родителям, что бросает институт и женится. Решение сына приводит Свешникова сначала в раздражение, потом в растерянность: "Где взять на свадьбу денег?". Жена Лида тоже не в своей тарелке, но успокаивает и себя и мужа: "Денег нет, но достанем как-нибудь, займём. Где будут жить? Придумаем что-нибудь".

Обратись к Павлику.jpg
Свешников. Разговор с женой. "С чего вы решили, что я должен обратиться к Павлику Смирнову. И почему Павлик Смирнов должен пойти мне навстречу?"

Лида намекает мужу, что есть повод попросить любимого ученика (директора всех гостиниц) устроить свадьбу в "Астории" или в "Европейской", это будет престижней и дешевле. Свешников на такое пойти не может, он гордый учитель и до такой просьбы не опустится. Жена предлагает обратиться к другому всемогущему другу, Павлику Смирнову. Свешников сначала сопротивляется, но потом соглашается. Он приглашает друга в ресторан, но так и не осмеливается озадачить того своей просьбой. В итоге Свешников остаётся при своей гордости, а друг утверждается в крепости их бескорыстной дружбы: "Боря, ты молодец!"

Сына Серёжу трудности родителей не напрягают. Он спокоен, ведь он сам принял решение, показал себя мужиком – что ещё! Остальное сделают родители.

Почему-то в нашем обществе не принято рассуждать о материальной стороне скороспелых браков. Всё внимание направлено лишь на Любовь у молодых детей, а от вопросов - где молодые будут жить, на какие деньги существовать, закончат ли образование – отмахиваются: они, эти низкие, материальные вопросы, не должны затмевать высокие чувства!

Но, как не отмахивайся, материальные вопросы никуда не исчезают. Лида готовится к свадьбе, понимая, что семья сына ляжет новым грузом на их родительские плечи. Свешников, как отец, принимает решение сына, как должное.Он не задаёт сыну вопросов, которые должен задать любой родитель.

Каждый день он разбирает с учениками сложные жизненные ситуации на примерах мировой литературы, но когда сам столкнулся с серьёзным жизненным вопросом, не спросил прямо своего самостоятельного сына "на какие шиши вы будете жить"? Не сказал пресловутое "сначала встань на ноги, а потом женись", не объяснил, что для начала надо закончить образование, найти работу, жильё, создать материальную базу для семейной жизни, а не садиться (уже вдвоём) на шею родителям! Передовые педагогические методы, которые Свешников активно применял на работе, дома пробуксовывали.

Сын Свешникова спокойно пережидает волнение родителей. Он знает, что это временно, поволнуются, но сделают, как делали всегда. Не хватит денег, займут, станет тесно жить, купят или снимут им квартиру, родится ребёночек, бросят работу и будут сидеть дома. А для чего тогда нужны родители, если не для детей.

Когда Свешников с чувством вины за невыполненное поручение возвращается от Павлика Смирнова, жена вздыхает, а сын улыбается. Ведь на Павлике Смирнове свет клином не сошёлся, родители ещё что-нибудь придумают, выкрутятся, на то они и родители.

В ролях:
Олег Борисов — Борис Николаевич Свешников, директор школы
Ия Саввина — Валентина Фёдоровна, завуч
Алла Покровская — Лида, жена Свешникова
Александр Сныков — Сергей, сын Свешникова
Людмила Гурченко — Инна Сергеевна, учительница
Елена Соловей — Татьяна Георгиевна, учительница английского языка
Юрий Визбор — Павлик Смирнов, одноклассник Свешникова (озвучил Александр Демьяненко)
Виктор Павлов — Ибрагимов Павел Матвеевич, директор гостиницы
и т.д.
Tags: актёры кино, любимые, мнение о кино, советское кино, школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments