mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Художник Н.Н.Ге. Царь Борис и царица Марфа

Сюжет для картины.
После смерти царя Фёдора ветвь Рюриковичей пресеклась. Царём стал Борис Годунов. Враги русского государства вспомнили об убиенном царевиче Дмитрии и его матери царице Марии Нагой (монахини Марфы). Именем царевича, ставшим символом правого и законного царя, назвался польский ставленник Лжедмитрий I. Перед угрозой захвата власти и порабощения русских земель иезуитами и поляками Годунов вызвал в Москву мать Дмитрия и допросил её.

В многотомном труде "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" историк Н.И. Костомаров так описывает эту встречу:
"Он, говорят, велел привезти мать Димитрия в Новодевичий монастырь; оттуда привезли её ночью во дворец тайно и ввели в спальню Бориса. Царь был там с своею женою. "Говори правду, жив ли твой сын или нет?" — грозно спросил Борис. "Я не знаю", — отвечала старица. Тогда царица Марья (жена Бориса) пришла в такую ярость, что схватила зажжённую свечу, крикнула: "Ах ты б…. ! смеешь говорить: не знаю — коли верно знаешь!" — и швырнула ей свечою в глаза. Царь Борис охранил Марфу, а иначе царица выжгла бы ей глаза. Тогда старица Марфа сказала: "Мне говорили, что моего сына тайно увезли из Русской земли без моего ведома, а те, что мне так говорили, уже умерли". Рассерженный Борис приказал отвезти старицу в заключение и держать с большею строгостью и лишениями".

Николай Николаевич Ге, написавший многие картины на исторические сюжеты, наверняка читал у Костомарова о встрече Годунова с инокиней Марфой. Художник задумал изобразить эту сцену в своей новой картине и написал к ней эскиз. Эскиз под названием "Царь Борис и царица Марфа" сохранился и находится в Самарском областном художественном музее. Сама картина так и не была написана. Возможно, художник посчитал тему допроса царицы мелкой, а, возможно, отвлёкся на другие сюжеты.

Но если бы картина была написана, то стала бы ещё одним шедевром Николая Ге. Уже по эскизу можно почувствовать напряжённую атмосферу разговора. Непробиваемое спокойствие Марфы обескураживает Годунова, но приводит в неистовство царицу Марию Годунову. Монахиня же стоит в величавом спокойствии, её неподвижная фигура выражает презрение к правителям и ненависть, которую она всегда испытывала к Годуновым.
Чувства и отношение персонажей изображения друг к другу усиливает цветовая и светотеневая экспрессия, это так же ощущается зрителями. А ведь это всего лишь эскиз.

Ге. Царица Марфа.jpeg
Н.Н. Ге. Борис Годунов и царица Марфа. 1873.
Tags: борис годунов, описание картин, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Кошки, очарование моё!

    Вчера я узнала, что 1 марта – российский день Кошек. У меня кошки нет, и по духу я собачница, но кошек уважаю и интересуюсь ими. Полезла в Интернет,…

  • Половина от дня рождения

    Ровно полгода назад 11 июля 20-го года мы приехали с дачи, чтобы отметить мой день рождения в семейном кругу. С собой привезли большой букет садовых…

  • С Днём Победы!

    Мы по-семейному отметили День Победы. Парадных самолётов за окном не увидели, но нам и без них было празднично. Приставили ко столу стул с медалями и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments