Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

О фильме Ясудзиро Одзу "Токийская повесть".

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит очередная ретроспектива японского кино. Вчера я посмотрела фильм "Токийская повесть" знаменитого японского режиссёра Ясудзиро Одзу.
Гениальный фильм гениального режиссёра.
По годам фильм старый (1953), но по теме не устареет никогда, потому что этот киношедевр для всех народов и на все времена. Максим Павлов, который сказал вступительное слово, признался, что смотрел "Токийскую историю" несколько раз и сейчас с таким же удовольствием посмотрит картину ещё раз вместе с нами.

Ретроспектива теперь стала платная, и я думала, что народу будет совсем мало, то есть бесплатно мало ходили, а за деньги вообще не придут. Но ошиблась. Видимо, народ наслышан об этом фильме и не пожалел денег на билет.

IMG_20181026_190704_HDR.jpg
Максим Павлов со вступительным словом.

Протяжённость фильма - больше двух часов, это обычный хронометраж японских фильмов, и, усаживаясь в давно облюбованное кресло, я приготовилась в некоторых местах поскучать, но не получилось. Хотя в фильме не было динамичного action, но он держал внимание до последней минуты. Иногда я смеялась, иногда хмурилась, пару раз хотелось всплакнуть. Фильм переворачивает душу и заставляет мозги шевелиться.

История, рассказанная в фильме, достаточно банальна. Родители-старики, оставив дома младшую дочь (учительницу Кёко), приезжают в Токио повидаться со старшим сыном (врач Коити) и старшей дочерью (парикмахерша Сигэ). Средний сын Сёдзи погиб на войне, его вдова Норико тоже живёт в Токио и продолжает оставаться членом семьи. Младший сын Кэйсо живёт в Осаке, с ним старики повидаются на обратном пути.

Это завязка фильма. Далее сюжет рассказывает, как старики проводили время в гостях у детей.
Действие фильма неторопливое, заполненное ничем не примечательными домашними делами, хочется подтолкнуть сюжет, чтобы развивался побыстрее, но потом приходит понимание, что неспроста режиссёр придаёт такое значение обыденным мелочам. Например, показывает, как долго и методично старики собирают вещи, как складывают их, разглаживают складочки, аккуратно кладут в чемодан и сумку. В фильме любая мелочь значительна, эти детали - указатели к пониманию идеи фильма.

Радушие, суетливость, желание сделать родителям приятное сначала умиляет: какие хорошие дети, как повезло старикам, какая у них счастливая старость! Но далее по сюжету горечь и грусть заползает в сердце. Становится ясно, что родная кровь не связывает родителей и детей, важна только духовная близость, а её нет. Лишь чужой по сути человек в семье Норико, жена погибшего сына, проявляет к старикам искреннее внимание, и они также искренне ей благодарны за это.

Тема отношений родителей и детей всегда актуальна. Особенно – отношения старых родителей и взрослых детей. Попутно вспоминаются подобный японский фильм "Полуденное завещание", где старики муж и жена, взявшись за руки, уходят в море, рассказ Валентина Распутина "Старуха", рассказ Паустовского "Телеграмма" ...

Разочарование, горечь, пустота и одиночество – неизбежные спутники старости. А всё от того, что любимые дети равнодушны к своим родителям. Возможно, это происходит от их сильной занятости, от привычки сознавать, что родители это математическая константа жизни (никуда не денутся), или это происходит от природной чёрствости души или от взращённого до эгоизма равнодушия?

Помню, одно время по ТВ проходила социальная реклама "Позвоните родителям". Призыв многим непонятный, типа, чего ради вставать с удобного дивана и звонить родителям, зачем, им и так нормально, я же о них помню! Вот и в фильме Одзу дети такие же непонятливые: думают куда деть стариков, чтобы сделать им приятное, поводить по Токио, сводить в кино, отправить на курорт ... Им невдомёк, что старикам нужны не развлечения, а общение с родными людьми: посидеть рядом, поговорить о том, о сём, ощутить их любовь и внимание.

Токийская история.jpg
Старики Хираяма: справа Сюкиси (роль Тисю Рю), слева Томи (роль Тиэко Хигасияма)


Именно этого им не хватало в их далёком городе. Старушка Томи, например, как тонко чувствующая натура и мать, поняла, что они своим приездом помешали детям, нарушили их планы, образ жизни, им не до стариков-гостей. Это открытие, думаю, и было причиной её болезни. Старики физически и душевно хрупкие, как китайский фарфор.

Фильм "Токийская повесть" совершенно неэмоциональная картина, а если и вызывает эмоции, то только внутренние. Когда фильм закончился, раздались жидкие аплодисменты. Думаю, хлопали люди, понимающие проблему и относящиеся к своим старикам с любовью и пониманием. НЕхлопающие, похоже, думали по-другому: "и чего показали! Мы-то своих родителей любим!"

Только знают ли об их любви сами родители?

P.S. Я рекомендую посмотреть этот фильм всем - хотя бы потому, что это мировой киношедевр. Ну, а вывод каждый сделает свой.
Tags: мнение о кино, мои фото, ретроспектива, старики, сэцуко хара, фильмы одзу, японское кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments