mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Николай Гедда и романс А.К.Толстого.

Я прочла очень хорошую книгу "Талант не даётся бесплатно". Автор – шведский оперный певец, тенор Николай Гедда. Книга хорошо написана, читается легко, и создаётся ощущение, что не читаешь, а слушаешь голос рассказчика. Конечно, эта книга "на любителя", потому что не всем интересны мемуары, тем более о биографии певца и к тому же оперного! Но мне – нравится! Николай Гедда – один из моих любимых певцов, и было бы странно не прочитать эту книгу! К сожалению, Николай Гедда умер в прошлом году, мне очень-очень жаль сознавать, что его теперь нет.

Помню, что я обратила внимание на этого певца из-за совпадений дня рождения - мы родились с ним в один день, 11 июля, а такое совпадение не может быть незамеченным! ))) Отталкиваясь от даты, я "познакомилась" с Геддой поближе, послушала почти всё, что он исполнял и - прониклась! ))) С тех пор всегда с большим удовольствием его слушаю, особенно, когда "на сердце тяжесть и холодно в груди": сразу восстанавливаются душевный покой и умиротворение.

Сегодня у меня настроение нормальное, просто долго возвращалась с дачи - видимо, был неурочный час, Кольцо было перегружено, да и дождик шёл, вот я и проводила время с музыкой в "ушах". Включила случайный поиск, и меня сразу вывело на русские романсы Гедды. "Средь шумного бала" - мой любимый романс, и я прослушала его несколько раз.

Смотрела на вереницу машин, на капли дождя на стекле, и так мне было жаль Алексея К.Толстого, что мысли утекли в 19 век! Алексей Константинович написал стихотворение, в котором описал свою первую встречу с будущей женой Софьей Миллер (фамилия первого мужа), урожденной Бахметевой. Написал в 1856 году, а познакомился в 1851 ... Четыре года (и дальше) он страдал от невозможности соединиться с возлюбленной женщиной!

Он влюбился в неё с первого взгляда. И хоть её лицо было скрыто полумаской-тайной и видны были лишь глаза, у Алексея К. разыгралось воображение, родившее пленительный образ, в который Толстой-романтик влюбился.

Вторая встреча произошла в доме у Софьи. Алексей отправился туда с Иваном Тургеневым. Тургеневу Софья (без маски) активно не понравилась ("у неё лицо как у чухонского солдата в юбке"), а Толстой влюбился ещё больше. Эта влюблённость переросла в любовь на всю жизнь.
Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, но Толстой продолжал её любить долгие годы.
Эта любовь-наваждение, любовь-болезнь в образе Софьи Андреевны стала музой Толстого и источником его поэтического вдохновения.

Стихотворение "Средь шумного бала" было опубликовано в №5 "Отечественных записок" и своей музыкальностью привлекло внимание композиторов. Сразу два из них положили стихотворение на музыку: Борис Сергеевич Шереметев (автор романса на стихи А. С. Пушкина "Я вас любил") и Александр Николаевич Шефер, но их музыкальные варианты не прижились.

софьямиллер240 (160x240, 20Kb) алекстолст1 (153x240, 33Kb) чайк (156x240, 24Kb) гедданик (168x240, 30Kb)
Софья Толстая (Миллер). Алексей Толстой. Пётр Чайковский. Николай Гедда.


В 1878 году стихотворение прочёл Пётр Ильич Чайковский. Пленившись задушевностью и мелодичностью стихотворения, Пётр Ильич создал красивый романс, который полюбился его современникам, и уже 140 лет после создания продолжает быть любимым романсом у многих слушателей.

Так почему мне жаль Алексея Константиновича? В стихотворении есть строчки:

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю...


"В грёзах неведомых сплю" ... а может быть, и в тоскливых слезах? Проходили одинокие дни и ночи, а любимой не было рядом. Даже после женитьбы Алексей Константинович подкреплял свою любовь памятью о первой встрече. Любовь ведь не живёт на пустом месте, она должна чем-то питаться, а первоначальный (придуманный) образ помогал Толстому переносить издержки (мягко говоря) семейной жизни.

Первая встреча и воспоминания о ней - больше ничего хорошего в любви бедного Алексея К.Толстого не было ... Софья оказалась не той женой, которая виделась Толстому в любовных грёзах. Но он, увы, этого не замечал, лишь грустил ... по причине ему самому непонятной.

Николай Гедда поёт романс нежно, задушевно, светло и грустно, совсем по Пушкину: "печаль моя светла"! Наверное, именно так вспоминал первую встречу сам Толстой. И улыбался. Сквозь слёзы?



Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

P.S. Мне нравится Алексей Константинович, и совсем не нравится Софья Андреевна.
А почему - я написала вот здесь: https://www.proza.ru/2016/07/12/484
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments