В 66-70 годах произошло восстание евреев против римского владычества. Восстание, охватившее не только Израиль, но и соседние области и государства, было названо Первой Иудейской войной.
Иудейская война была описана еврейским историком Иосифом Флавием в одноимённом труде (ч.7). Труд составляет семь томов, война описана Флавием подробно, но меня в данный момент интересует только осада Иерусалима и разрушение Иерусалимского храма в период с марта по сентябрь 70 года. Воспроизвожу события, как запомнила, и своими словами.
Иосиф Флавий: в фас и в профиль.
Флавий был очевидцем описываемых событий и их непосредственным участником. У него было еврейское имя Йосеф бен Матитьягу, и он был одним из вождей восстания, в опасную для жизни минуту, он перешёл на сторону римлян, взяв себе римское имя (как у императора).
Флавий, как писатель, имел ярко выраженную проримскую позицию, и многие историки считают "Иудейскую войну" сочинением заказного плана, "своего рода платой Флавия императору Веспасиану за свободу и достаток".
В Еврейской энциклопедии говорится, что "существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что он был «предателем, покинувшим свой народ в беде и перешедшим в стан врага» , другие полагают, что поведением Иосифа Флавия руководила "фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму".
Так или иначе, но областной военачальник Галилеи Йосеф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), первосвященник Анна и Иоанан Гискальский возглавляли восстание еврейского народа.
Восстание охватило Израиль, Египет, Сирию и грозило распространиться дальше.
Правитель Сирии Гай Цестий Галл двинулся к Иерусалиму c для подавления восстания, он даже вошёл в город, но был отбит евреями под предводительством военачальника Симона бар Гиоры и отступил.
На смену Цестию императором Нероном была прислана армия Веспасиана количеством в 60 000 римских и союзнических воинов. Веспасиан захватил город Иотапату, погибло 40 000 иудеев, многие либо сдавались в плен, либо сами лишали себя жизни. В числе пленных был Иосиф бен Матитьягу, взявший в плену имя Иосиф Флавий.
Другие города Галилеи постигла та же участь, а уцелевшие отряды восставших евреев укрылись в Иерусалиме. Иерусалим в то время состоял из нескольких частей, укреплённых стенами с башнями: Старый или Верхний город, Нижний город, Новый город.
Веспасиан отправился в Рим, чтобы стать императором, а своего сына Тита оставил продолжать войну. Тит подошёл к Иерусалиму с двух сторон и начал осаду, которая надолго затянулась. Вместе с Иосифом Флавием Тит стал убеждать жителей Иерусалима сдаться. Они ответили ему стрелами, одна из которых попала в Иосифа Флавия.
Тит Флавий Веспасиан или просто Тит.
В осаждённом Иерусалиме среди защитников активизировались три партии во главе с вождями. Враждуя между собой, они всё же с одинаковым упорством и неустрашимостью выступали против римлян. В праздник Пасхи вождь одной из партий Иоанн захватил храм, другие партии вынуждены были ему подчиниться, но общая власть была поделена между Иоанном и Симоном. ; священническая партия зелотов принуждена была подчиниться ему, и власть была разделена только между ним и Симоном.
Тит приказал выставить осадные машины, но иудеи всячески сопротивлялись: они устаивали вылазки, отчаянно бились, но вскоре наружная стена Иерусалима всё-таки обрушилась. Тит вошёл в город. Но осаждённые иерусалимцы пять дней и ночей обороняли вторую стену от непрерывных штурмов римлян. Хоть нападавших было больше, евреи превосходили их силой духа и всё-таки отбили римлян от стен Иерусалима. За несколько часов успехи римлян, добытые с большим трудом, были уничтожены, а сам Тит едва не погиб.
Иерусалимцы ликовали, они верили, что сам Бог помогает им в борьбе за целостность Иерусалима и его Храма. Евреи ослабили бдительность, и через четыре дня Тит и его воины сумели разрушить вторую стену и осадили Старый город. Тит приказал построить вокруг Иерусалима стену с башнями, чтобы к городу вообще нельзя было подъехать, стена была выстроена исключительно быстро. В городе кончились припасы, и начался голод.
Иерусалимский храм.
Тит опять послал Иосифа Флавия к осаждённым, чтобы убедить их сдаться. Евреи отказались. Тит пришёл в ярость и приказал распинать на кресте всех, кого брали в плен. Терзаемые голодом, иерусалимцы выходили из города, чтобы нарвать себе для еды хотя бы травы, но римляне хватали их и распинали. Жители смотрели на эти зверства со стен, но всё равно не сдавались.
Они предпринимали попытки по-всякому вредить врагу: делали опасные для себя вылазки, рыли подкопы, мешали осадным работам и жгли римскую технику.
Осаждённые продолжали с неслыханным мужеством и даже фанатизмом терпеть голод и находить в себе силы отбиваться от врага. Каждый день осады в городе умирало множество людей. Иосиф Флавий приводит в пример случай, когда обезумевшая от голода мать зарезала своего ребёнка и съела его. Флавий приводит число, умерших от голода - 115 880 человек.
Римляне сжимали кольцо вокруг Храмовой горы, но иерусалимцы не думали сдаваться. Больше того, они убивали всех, склонных к сдаче. Чем сильнее наступали римляне, тем больше росло мужество евреев. Римляне были обозлены таким упорством, они жаждали победить упрямцев и разграбить сокровища Храма. Тит не мог усмирить кровожадность воинов, а они даже вспарывали животы пленным, надеясь в желудке и кишках найти проглоченные золотые монеты.
Д. Робертс. Иудейская война 66-70 годов осада и разрушение Иерусалима римскими войсками.
10 августа 70 года в результате метко брошенной в окно горящей головни загорелись деревянные части Храма, и вскоре огонь перекинулся на весь Храм. Тит стал кричать солдатам, чтобы они потушили пожар, но за треском горевших построек его никто не услышал.
Испуская ликующие крики, римляне бросились в город, истребляя на своём пути всё живое. Шесть тысяч жителей пытались спрятаться в Храме в зале наружной колоннады, римляне подожгли зал. Служители Храма старались противостоять, выступая против римских воинов железными палками, но пламя быстро охватило Храм и всю Храмовую гору. Иерусалимский храм был разрушен. Пять месяцев осады увенчались успехом.
Римляне в знак победы над иудейской верой водрузили на священном месте свои знамена и принесли языческие жертвы.
Иосиф Флавий писал, что добрый и сердобольный Тит сожалел о разрушении Храма, что это было "делом случая или воли Божией". Но современники считали, что в разрушении Храма виноват только Тит.
Один из поэтов, прославляя победу Тита, даже поставил разрушение Храма ему в заслугу: "Почерневший от пыли иерусалимского боя, он бросает зажженную стрелу и истребляет все".
Со слов аквитанского писателя V века Сульпиция Севера, Тацит также приписывал разрушение Храма Титу: "Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости".
Раду Олтян. Разграбление Храма римлянами.
После разрушения иерусалимского храма Иоанан Гисхальский и Симон Бар-Гиора. Иоанн и Симон с уцелевшими воинами ушли в Верхний город. Они предложили Титу сдать город, если он отпустит их с оружием в пустыню. Тит отказал им и возобновил войну. Новый город был подожжён. Укрывшиеся в нём стали просить у римлян пощады, но иудейские фанатики не допускали даже мысли о подчинении римлянам.
Восемнадцать дней римляне приступами брали Верхний город. Наконец, с помощью таранов в стенах и башнях были сделаны проломы. Иоанан и Симон укрылись в подземных галереях. Овладевшие городом римляне перерезали живых, разграбили всё, что могли и подожгли город. Иерусалим горел два дня. После пожара Тит приказал сровнять развалины города и Храма с поверхностью земли. Оставил только три башни для охраны расположений войск.
Оставшихся в живых иерусалимцев Тит осматривал лично. Стариков и слабых убивали на месте, сильных и рослых отбирали для триумфальной процессии, для пополнения гладиаторов, для работы в египетских каменоломнях. Мальчиков и юношей до 17-ти лет определяли для продажи в рабство. Многие иудеи лишали себя жизни и погибали от голода и болезней. Скрывавшиеся в подземелье вожди Иоханан и Симон, обессиленные от голода, сами вышли оттуда, их схватили, заковали и отправили в Рим.
Оставив на месте Иерусалима ровное место, заваленное мусором и отходами жизнедеятельности римского войска, Тит вернулся в Рим, где ему были устроены триумфальный приём и праздничное торжество.
Лоуренс Альма-Тадема. Триумф Тита
Тит проехал по Риму в колеснице, как триумфатор, а за ним вели пленных, в их числе были Иоанан и Симон. Симон позже был казнён, а Иоанн брошен в темницу, где и умер.
После взятия Иерусалима, иудейская война, возглавляемая сикариями ( боевая еврейская группировка), ещё продолжалась в Палестине. Но римляне наступали, дольше всех продержалась Масада, древняя крепость на побережье Мёртвого моря. Крепость была сильно повреждена, и римляне были готовы зайти через проломы, но сикарии не стали дожидаться своей гибели или захвата в плен, они сожгли свои дома, уничтожили ценности, убили женщин и детей, а потом себя.
За всю Первую Иудейскую войну погибло 600 000 человек.