Эта книга, как заноза, застряла во мне без всякой возможности её вытащить. С тех пор, как я её прочла, меня не покидает ощущение растерянности и душевной опустошённости. Устои и понятия о Боге, впитанные мною с детства, разбились, как хрупкое стекло, на мелкие осколки, и восстановить их в прежнем виде невозможно.
Казалось бы, взять эту книгу и забросить её куда подальше, но я постоянно к ней возвращаюсь, перечитываю текст, выписанные цитаты, не расстаюсь даже в мыслях ... я стала, как тот больной, который ковыряет свою болячку, чтобы получить наслаждение от боли ... И, что самое интересное, мне книга нравится. Она - испытание Веры, её предела.
Книга объёмная и подробная, рассказать о ней трудно, надо читать, но я попробую вкратце рассказать о её содержании.
Вступление не из книги. О Библии.
Библия, если кратко, – это собрание текстов, которые являются священными в иудаизме и в христианстве, то есть Библия состоит из двух частей - Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет книга мудрая, но трудно читаемая, о её содержании многие наслышаны по эпизоду из фильма "Корона российской империи":
Цитата из фильма: "Вы, наверное, знаете биографию персонажей Нового Завета. Она восходит к Ветхому Завету. Я кратко напомню. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иоанна. Иоанн родил Иуду и братьев его Фареса и Зару от Фамиры. Фарес родил Эсрома. Эсром родил Аникадаву ..."
И так далее.
Ветхий Завет – это собрание 39-ти книг, повествующих о событиях, произошедших до рождения Христа - это зарождение религии, ее законы, становление богоизбранного еврейского народа.
Новый Завет – это 27 священных книг, прибавленных христианами к иудаистской Библии (Ветхий Завет). Единение с Ветхим Заветом составило христианскую Библию, в которой излагается вся история основания новозаветной Церкви и её вероучение. Если совсем коротко, то Новый Завет – это книги о жизни Иисуса Христа, претендующие на абсолютную истинность и подлинность.
Для верующих так оно и есть.
Об авторе.
Автор вышеназванной книги - американский библеист, доктор богословия, профессор религиоведения Университета Северной Каролины. Он тщательно изучал Библию в семинарии, в университете, посещал всевозможные курсы по её толкованию, изучил греческий язык, чтобы изучать Новый Завет в подлиннике. Он верил, что в Библии содержатся истинные "слова Бога, речи Творца Вселенной, Господа всех, обращённые к простым смертным".
Приступая к изучению христианской Библии, исследуя непонятные места, неувязки, противоречия и расхождения, Эрман продолжал верить, что священные тексты - это богодухновенное и непогрешимое Слово Божие.
Когда он стал изучать Библию историко-критическим методом и увидел расхождения в текстах, то его вера в подлинность Слова Божиего пошатнулась, он усомнился в вере в Бога и в своём отношении к нему. Так бывает со многими, кто начинает изучать Библию вплотную. Эрман преодолел сомнения и "возродился в вере". Он по-прежнему считает Библию "кладезем важных учений, предназначенных богом для своего народа", но вместе с тем – "книгой, полной людских представлений и ошибок".
В Евангелии от Фомы в стихе 39 есть строчка: "Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму".
Барт Эрман не стал слепым, он просто ушёл от слепой веры в Бога. И, хотя он перестал считать библию "словесно богодухновенной»", но продолжал оставаться убеждённым христианином.
С автором понятно, но вот его книги ... даже одна из них, легко может столкнуть в яму человека маловерующего, а неверующего сделать закоренелым атеистом.
О самой книге.
Автор рассказывает о том, как он изучал священные тексты историко-критическим способом.
Ведь как мы читаем Библию - сверху вниз, стих за стихом, столбец за столбцом, страницу за страницей, то есть чтение у нас вертикальное. При таком чтении все тексты Нового завета кажутся одинаковыми, но, если читать горизонтальным способом, то есть историко-критическим, сюжетные различия сразу бросаются в глаза.
Барт Эрман детально описывает разницу между Евангелиями, останавливаясь на тексте каждого из них и указывая на их несоответствия. При вертикальном чтении различия трудно заметить, и простой читатель делает вывод, что апостолы лишь повторяют друг друга, описывая одни и те же события. Евангелия и предназначены именно для такого чтения. Для изучения текстов такое чтение не годится.
Барт Эрман предлагает воспользоваться горизонтальным чтением. Как это выглядит? Читается какая-либо история, например, из Матфея, и тут же эту историю надо прочитать у Луки. То есть держать две книги рядом и сравнивать. Сразу обнаруживаются расхождения и противоречия. Вертикальное чтение, хоть и рождает вопросы по содержанию, но всё же читается связно и относительно понятно, горизонтальное рождает недоумённые вопросы.
Умудрённые богословы назвали Новый завет Священным писанием и призвали безоговорочно в него верить. Но как верить, если во всех книгах Священного писания есть несоответствия, которые невозможно увязать друг с другом. Например, описания смерти Иисуса у Марка и у Иоанна совсем различные, противоречат друг другу, а если противоречат, то как они могут быть исторически точными? Некоторые несовпадения настолько поразительны, что закрадывается мысль, что они придуманы и вставлены в текст нарочно.
Автор тоже приходит к выводу: канонические евангелия (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна) нельзя считать историческими источниками. Они написаны через десятки лет после жизни Иисуса и основаны на логиях: разрозненных рассказах о жизни Христа, написанных неизвестными авторами, а сами логии составлялись на основе устных преданий, а устное творчество, как известно, всегда обрастает новыми подробностями, зачастую несуществующими.
Что поразило меня?
"Все было открыто особым мудрецам, но они молчали... И сами они долго не понимали" (Дан. 8, 27)
Священники, люди, специально обученные служению Богу в своих учебных заведениях, во время обучения подробно изучают священные тексты, используя историко-критический метод. Они прекрасно знают обо всех библейских расхождениях и неувязках, о различиях и противоречиях, но прихожанам об этом не говорят, оставляя их в счастливом неведении относительно уникальности Священного писания. Почему в счастливом? Потому что есть вещи, о которых лучше не знать.
Поэтому думаю, что священники в храмах поступают правильно. Им невыгодно разубеждать свою паству в абсолютной истинности Библии, ведь они рискуют отвратить верующих от Бога и растерять их, ибо большинство прихожан приходят в Храм в поисках веры и в утверждении её.
Так в чём вред этой книги?
Никогда не следует искушать своё счастье. Эрих Мария Ремарк.
Опасность потерять веру после прочтения книги – очень велика.
Люди слабы духом и обращаются к Богу, чтобы укрепиться верой, найти поддержку в словах молитв, которые сказал сам Господь Бог. Зачем им знать о том, что Бог, возможно, не говорил этих слов, ни в молитвах, ни в проповедях, ни перед смертью на кресте ... Книга ввергает в смятение, вера испытывает сильнейшие испытания, и не все могут его выдержать. Печатное слово обладает великой силой, а толково изложенное - вдвойне. Прочитав книги Эрмана, легко можно стать безбожником и тогда ... как жить, во что верить, на кого опереться, кто поддержит в трудную минуту?
Блажен, кто верует, тепло ему на свете. /А.С.Грибоедов/.
В заключение скажу, что такие книги всё-таки нужны. Смятение уляжется, потрясение утихнет, разум успокоится, а сердце обретёт веру. Ведь даже атеисты имеют веру, их отрицание Бога - тоже вера, но в то, что Бога нет! А он есть!
Общее впечатление о книге после утряски мозгов - жизнеутверждающее. Сквозь разночтения и расхождения, несоответствия и сомнения, огорчения и разочарования - всё равно проступает Бог, живой и невредимый, как птица Феникс из огня.
Не от этом ли сказал сам Иисус:
"Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
/Евангелие от Фомы/
Царствовать над всем ... и прежде всего над собой.