Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Критик Дружинин о Лермонтове.

Ровно через месяц у М.Ю.Лермонтова будет очередной день рождения. Ему исполнится 177 лет. Люди не живут столько времени, живёт лишь память о человеке, передающаяся из поколение в поколение. Интересно было бы представить Лермонтова пусть не глубоким старцем, а хотя бы … человеком лет сорока. Каким бы он выглядел? Поэт погиб, не дожив три месяца до полных 27 лет, по тогдашним меркам, да и сегодняшним, это возраст ещё молодого человека. Я имею в виду физический возраст Лермонтова, ведь в духовном и творческом отношении он - зрелый человек!

Недавно я прочла сборник статей русского писателя и литературного критика Александра Васильевича Дружинина "Прекрасное и вечное". Если раньше "знакомство" с этим литератором было у меня через запятую (в списке других имён), а из художественных произведений я прочла только его "Полиньку Сакс", то теперь я познакомилась с его критическими работами.

Что сказать о статьях? Название сборника очень располагало к прочтению, читать было интересно. Дружинин, как критик, откликался на многие публикации и составлял о них собственное мнение. В поле его литературоведческого зрения были Пушкин, Гоголь, Белинский, Чернышевский, Тургенев, Писемский, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой и так далее … весь цвет русской литературы.

Дружинин (267x300, 27Kb)Да простят меня литературоведы, но у меня сложилось мнение, что Дружинин – дилетант от литературы. Он не обучался в университете, имел домашнее образование, учился в Пажеском корпусе, в котором давали лишь "первоклассное военное образование". Служа в лейб-гвардии Финляндском полку, Александр Васильевич заведовал полковой библиотекой, много читал и имел тягу к литературным занятиям. Тяга была настолько сильна, что Дружинин вышел в отставку и стал печатать в "Современнике" свои рассказы, повести, романы, а позднее обзоры периодики и литературно-критические статьи. Дебютировал романом "Полинька Сакс". То есть А.В. Дружинин был литературным самородком.

Моё впечатление о прочитанных статьях в сборнике - это безграничное владение словом, образами и обобщениями, и оно настолько безгранично, что мысль автора часто улетает за границы темы и приходится напрягаться, чтобы не улететь вместе с ней.

В общем, критические размышления Дружинина, на мой взгляд, – это его субъективные мнения о том или ином произведении и авторе. В наше время любой пользователь интернет-сети, владеющий словом и соответствующим кругозором, без труда напишет подобную критическую статью.

Имя Дружинина было широко известно в середине 19 века, но когда он отошёл от занятий литературным трудом и выпал из поля зрения читающей публики, о нём стали забывать. Сейчас о нём знают, пожалуй, лишь литературоведы и критики- собратья по цеху.

Парадокс состоит в том, что в своих статьях Александр Васильевич призывал читателей собирать и хранить даже малую крупицу материалов о каждом из отечественных литераторов и мечтал, что наступит время, когда "по поводу самого второстепенного писателя у нас будет писаться по десятку биографий и монографий".

Не смотря на малоизвестность А.В.Дружинина среди широких слоёв любителей литературы, считаю замечательным тот факт, что в русской литературе всё-таки был такой самобытный литератор и, возможно, мечта Дружинина о "биографиях и монографиях" когда-нибудь сбудется, кто знает!

В общем, это моё мнение о критических работах Дружинина, и мне нечего добавить о их значении в отечественном литературоведении, я не критик, не обозреватель и даже не литератор, а рядовой читатель и в настоящий момент мне интересней статья Дружинина о Лермонтове.

Александр Васильевич любил и ценил творчество Лермонтова и высоко отзывался о нём. В 1860 году он подготовил большую статью о Лермонтове, в которой прослеживал характер поэта и его судьбу во время службы на Кавказе, особенно его интересовали события последнего года жизни поэта.

Статья Дружинина не была опубликована при жизни и была обнаружена лишь в середине прошлого века. В 1959 году её напечатали в "Литературном наследстве" в томе 67 (публикация Э.Г.Герштейн).

Первым биографом М.Ю.Лермонтова называют Павла Александровича Висковатова. Он родился через год после гибели Лермонтова (в 1842 г.), стал историком литературы, занимал высокие государственные посты, но главным занятием его жизни было изучение биографии Михаила Юрьевича. Висковатов (он же Висковатый) разыскивал и печатал произведения Лермонтова, по крохам собирал его биографические данные, публиковал в журналах материалы исследований творчества поэта.

В 1891 году под руководством Висковатова вышло собрание сочинений Лермонтова с первой напечатанной биографией поэта. Биографию Висковатов составил из найденных им фактических данных, и она не была полной, но ценность биографии в том, что через 30 лет после гибели поэта, наконец-то, были опубликованы сведения о нём.

Удивительно, что при огромной популярности стихов, поэм и прозы Лермонтова, его биография не была известна. Это мы сейчас знаем его жизнедеятельность вдоль и поперёк, а при жизни Лермонтова и после его гибели даже о годе рождения поэта многие не знали.

Да откуда можно было узнать, если за время правления Николая I в печати появлялись лишь отдельные и незначительные упоминания о Лермонтове. Личность поэта, его жизнь, причины и подробности дуэли были под запретом. Поэтому читатели составляли биографию Лермонтова по кусочкам, выдёргивая их из биографии Печорина. Даже внешность Лермонтова мало кто видел. Его внешний облик представляли по словесному описанию внешности того же Печорина.

Заболотский (239x300, 79Kb)Если Пушкина рисовали известнейшие русские художники (Кипренский, Тропинин, Соколов, известен шарж Карла Брюллова и скульптурный портрет Витали), то портреты Лермонтова принадлежат малоизвестным художникам. Этих портретов много, но на всех Лермонтов разный. Общепризнанным изображением Лермонтова стал портрет кисти Заболотского, находящийся в Третьяковской галерее. По нему мы судим о внешности поэта.

Как портреты поэта передают разность внешности Лермонтова и не приходят к единому знаменателю, так и воспоминания современников о Лермонтове передают разные свойства его характера. Сколько людей - столько мнений, а все люди видят одно и то же по-своему.

А.В. Дружинин в своей статье опирался на рассказы кавказского сослуживца Лермонтова - Руфина Дорохова (кстати, именно Дорохов изображён Толстым в "Войне и мире" под именем Долохова). Дружинин встретился с Дороховым в Пятигорске через десять лет после роковой дуэли, оборвавшей жизнь 26-летнего поэта. Дружинин писал: "Во время моей последней поездки (на Кавказ), я познакомился с одним человеком, который коротко знал и любил покойного Лермонтова, странствовал и сражался вместе с ним, следил за всеми событиями его жизни и хранит о нем самое поэтическое, нежное воспоминание."

Руфин Дорохов признался писателю, что "немногие из русских читателей знают, что Лермонтов, при всей своей раздражительности и резкости, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними был полон женской деликатности и юношеской горячности."

Дружинин с волнением слушал рассказы Дорохова: "Я провел много приятных часов, слушая подробности о жизни, делах и понятиях человека, о котором я имел во многих отношениях самое превратное понятие".

Встреча с Дороховым произвела на Дружинина сильнейшее впечатление. Он писал: "Образ Лермонтова, в тот еще день виденный мною на портрете, срисованном с усопшего и хранившемся как святыня у одного из его ближайших товарищей, возникал передо мной с ясностью почти фантастической. Я видел, ясно видел у грота, прославленного гением Лермонтова, - это загорелое и бледное лицо с отпечатком предсмертного страдания и какой-то таинственной неразгаданной мысли..."

Все, кому близок Лермонтов, всегда с отчаянием говорят о трагической и нелепой гибели поэта. Дружинин из числа этих людей: "Зачем люди, его окружавшие, - думал я с ребяческим ожесточением, - не ценили и не лелеяли поэта, не сознавали его величия, не становились грудью между ним и горем, между ним и опасностью! Умереть за великого поэта не лучше ли, чем жить целое столетие?"

Сам Дружинин составлял биографические очерки людей близко ему знакомых. Например, воспоминания Дружинина о художнике Павле Андреевиче Федотове считаются искусствоведами самым достоверным источником биографии художника.

Так же скрупулёзно собирал произведения и биографические данные о Пушкине Павел Васильевич Анненков. Тридцать лет понадобилось Анненкову, чтобы разыскать и собрать воедино необходимые материалы о жизни и творчестве Пушкина и опубликовать их в 1855-56 гг.. П.В. Анненков – первый биограф А.С. Пушкина.

В те же годы вышел в свет капитальный труд о жизни Н.В. Гоголя. Автор – Пантелеймон Александрович Кулиш. П.А. Кулиш – первый биограф Гоголя. Эти биографические труды были восприняты публикой и критиками, как выдающиеся литературные события.
Висковатову так же понадобилось 30 лет, чтобы напечатать биографию Лермонтова. Поистине цифра в 30 лет стала в русском литературоведении магически-сакральной!

Первым биографом Лермонтова мог быть А.В. Дружинин, но этого не случилось. Как во времена царствования Николая I, так и во время царствования Александра II, о печатании биографических записок о Лермонтове не могло быть и речи. Дружинин замечал на это: "Как ни хотелось бы и нам поделиться с публикою запасом сведений о службе Лермонтова на Кавказе, - историей его кончины, рассказанной нам на самом ее театре с большими подробностями,- мы хорошо знаем, что для таких подробностей и сведений не пришло еще время".

Но в своей ненапечатанной статье Дружинин подробно пишет о причинах дуэли Лермонтова и Мартынова. Причина, по его мнению, не в частном поединке между двумя поссорившимися сослуживцами, а - в убийстве, спланированном врагами поэта под видом дуэли.

Из статьи Дружинина: "Безвременная насильственная смерть заканчивает всю эту великолепную картину, невольная злоба наполняет душу нашу, — злоба на общество, не сумевшее оградить своего певца, злоба на презренные орудия его гибели, злоба на мерзавцев, осмелившихся ей радоваться или холодно встречать весть, скорбную для отечества. И только после долгого озлобления, после долгих уверений самого себя в невозвратимости утраты дух наш успокаивается. Мы принимаем то, что дано нам, снова дивимся песням безвременно погибшего юноши и, проклиная лиц, допустивших его погибель".

Сейчас известны подробности и причины той роковой дуэли, известна роль людей к ней причастных, но для Дружинина это было сенсационным откровением. Его статья могла бы стать литературоведческой бомбой ... но не стала, а была положена в "долгий ящик".
Tags: александр дружинин, лермонтов, русская литература, русские художники, сочинение по литературе
Subscribe

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Крылатые библейские выражения.

    Немалую роль в жизни русского народа занимала вера Бога, а Библия была практически в каждом доме. Из Библии в русский язык перешло много выражений,…

  • О происхождении некоторых слов.

    Наш язык - это мудрость поколений, и слова придумывались людьми не "с потолка", а в связи с каким-то конкретным жизненным обстоятельством.Есть…

  • Дебри русского языка.

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А.И.Куприн/ Ещё в детстве, читая…