mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Прогулка по Музеону.

Погуляла по Музеону. Хороший парк, ухоженный, уютный, с многочисленными скамейками и статуями. Памятники всегда привлекали моё внимание, и здесь я с удовольствием их рассматривала, но не все, их в парке больше 800, больших и маленьких, да и не было у меня цели проинспектировать каждый, я просто прогулялась по центральным аллеям с выходом на набережную к памятнику Петру I.

В Музеоне много монументов советских вождей (Ленин, Маркс, Сталин, Свердлов и пр.), немало памятников, отражающих эпоху соцреализма и множество работ скульпторов-авангардистов. Скульптуры расположены на подстриженных газонах, ходить по газонам разрешается, поэтому удобно рассматривать скульптуры со всех сторон.

В расстановке скульптур я не увидела системы, они производят впечатление, словно понатыканы случайно. Но это объяснимо, ведь это не долговременный, скульптурный вернисаж, а просто, как говорил Высоцкий, "культурный парк по-над речкою".


Симпозиумные скульптуры из белого известняка на одной площадке.

"Политические" памятники я не разглядывала и проходила мимо, а вот на другие, "лирические", смотрела, одни напоминали мне прошлое, другие заставляли задуматься. Вот, например, скульптурная композиция, изображающая мордовского скульптора Эрьзю (Степан Нефёдов). Я пыталась объяснить себе почему Эрьзя изображён таким несчастным, и что за конструкция над его головой? Объяснения не нашла, и ощущение от памятника осталось печальное.


Тугаринов Д.Н. Эрьзя. 2002. Бронза, гранит.


На что смотрит Эрьзя?


Вот на ЭТО! Бесформенное, непонятное, да ещё с торчащей верёвкой!

Заинтересовала скульптура академика А.Сахарова. Поняла её так: учёный сидит на круге, который как бы символ коловращения бытия, ножки вместе, они словно скованы или связаны, лицо запрокинуто вверх, туда же, в свободные просторы, устремлено и слабое тело, только руки бы отцепить, да ногами помочь себе оттолкнуться ...


Потоцкий Г.В. Андрей Сахаров. 2008, бронза.

Понравилась фигура девушки-строительницы. Этакая крепкая деваха из советских времён, которая и "коня остановит", и дом построит и все невзгоды выдюжит! )))


Геворкян Х.Б. Строительница. 1970, бронза.

Привлекла внимание фигура женщины-крестьянки у заборчика. Обошла фигуру кругом, поинтересовалась названием. На табличке написано "Ожидание", поразмышляла, кого именно ждёт эта, пардон, мощнозадая женщина: мужа, сына, любовника или пенсию?


Брусенцова Е.Г. Ожидание. 2007, бронза.

Скульптор Олег Комов мне знаком по его работам, посвящённые Пушкин, например, памятник Пушкину в Твери, работы Комова мне нравятся, но в этой я Лермонтова не сразу признала. Есть автопортрет Лермонтова, есть его прижизненные портреты, но эта скульптура на те изображения совсем не похожа, и если бы не надпись на табличке, ни за что бы сама не догадалась.


Комов О.К. "М.Ю.Лермонтов". 1985, бронза.

Памятник-голова Максима Горького привлёк моё внимание своей выразительной задумчивостью. Этой голове явно не хватало крепкого, высокорослого тела, как, например, у памятника Горькому у Белорусского вокзала. Кстати, тот памятник тоже побывал в Музеоне в связи с реконструкцией площади, но прошлым летом его вернули на привычное место. И правильно сделали!


А.М.Горький. Автор не указан.

Такие же мысли (о нехватки тела) вызвал у меня полубюст Шопена. Никаких мыслей и никаких ассоциаций с музыкой эта голова у меня не вызвала – мешала пышная шевелюра волос. Интересно, думала я, с чего скульптор взял, что у композитора была такая охапка волос на голове, это совсем лишняя придумка к образу, да и бронзы ушло больше!


Тенет И.А. Шопен. 1964, бронза.

Бюст Гоголя мне понравился. Самого Гоголя я, конечно, "живьём" не видела, но могу уверенно сказать, что "похож!" Во всяком случае скульптурное изображение имеет сходство с прижизненным живописным портретом Гоголя кисти Ф.А.Моллера. Правда, в скульптуре Гоголь выглядит постарше.


Виленский З.М. Портрет Гоголя. 1937-1950, бронза.

Понравился скульптурный портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Головка маленькая, как у шемякинского Петра I в Петропавловской крепости, но это не портит фигуры. Рука Ломоносова блестит золотом от многочисленных рукопожатий – видно, у студентов близлежащих институтов Ломоносов в почёте, особенно перед экзаменами ))))


Баранов Л.М. М.В.Ломоносов. 1975-1980, бронза.

Сергей Есенин не впечатлил. Фигура из мрамора, но, на мой взгляд, выглядит топорно. Одутловатенький (с бодуна?), носатенький, с мощной шапкой волос на затылке ... не, не впечатлил. Посмотрела, сфотографировала и пошла дальше.


Бичуков А.А. Сергей Есенин. 1987, мрамор.

Обидно стало за Александра Сергеевича Пушкина. Во-первых, статуя стоит в неподходящем месте, на углу двух пешеходных дорожек и в этом месте не смотрится. Во-вторых, голова несоразмерна с телом и слишком много кудряшек, даже в бакенбардах ... В-третьих, хоть написано, что скульптура из мрамора, у меня было полное впечатление, что она отлита из бетона или вытесана из алебастра … Я даже потрогала Пушкина за плечо (шершавенькое) и заглянула ему в лицо (что-то с носом, насморк?).
Ведь есть прижизненные портреты Пушкина работ Тропинина и Кипренского, всегда можно сравнить и поправить, зачем нужно вносить отсебятину? В данном случае даже любимое всеми художниками выражение "я так вижу!" не оправдание.


Ненашева А.М. Пушкин. 1987, мрамор.


Фрагмент.

Очень понравилась скульптурная композиция "Возвращение блудного сына". Невыразимо выразителен нагулявшийся сынок – умильное выражение лица (наконец-то я дома), заискивающая улыбка (папа, я вернулся), согбенная фигура (хочешь, ну поколоти меня), одежда-рубище (ах, как я поизносился …) - полная объёмная иллюстрация библейской притчи, только с современным осмыслением. Отец вроде и доволен, но сына не обнимает – то ли не верит в возвращение, то ли уже отчаялся его увидеть, то ли вовсе не рад, что гуляка вернулся … В общем, реакцию отца знает только автор!


Гаркушенко О.Н. Возвращение блудного сына. 1998. Металл, гранит.


Фрагмент п-ка.

Внимательно разглядела две скульптуры, посвящённые Андерсену. На обеих табличках указана, как название, только фамилия Андерсен, но неизвестно, тот ли это Ганс Христиан, который сказочник? Первый вроде похож, второй - с натяжкой ("а я так вижу!")


Потоцкий Г.В. Памятник Андесену. 2006, бронза.


Никифоров В.В. Эпитафия Андерсену. 1989, бронза.

Девчушка-модница умилила, не могла не запечатлеть её на память.


Тугаринов Д.Н. Туфельки. 1995, бронза.

Памятник А.В. Суворову заставил меня вспомнить подобную конную скульптуру Суворова на одноимённой площади в молдавском Тирасполе. Только тираспольский Суворов на вздыбленном коне - исключительно красивый памятник!


Тугаринов Д.Н. Суворов в Альпах. 2007, бронза.

Ну и, конечно, шедевральная композиция "Дед Мазай и зайцы"! Развесёлая компания из пузатеньких зайцев! А на носу лодки влюблённая парочка, как Джек и Роза на носу "Титаника".


Таратынов А.М. Дед Мазай и зайцы. 2010, бронза, медь.









Дорожки парка незаметно выводят к набережной Москвы-реки. На это уже издали указывает памятник Петру I работы З. Церетели. Вышла на набережную и полюбовалась памятником. Он мне нравится. Необычный и впечатляющий, я уверена, что все памятники должны в первую очередь впечатлять, а этот сделан классно! И пусть принято этот памятник ругать (а заодно и автора), я считаю, что зря и несправедливо! И оформлен Пётр на своём корабле-бриге-шхуне-каравелле очень экзотично, из-под стрелки бьют многочисленные буранчики, словно из под носа корабля. Красиво!

Tags: мои фото, музеон, памятники москвы, прогулки по москве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments