Святые Николай Мирликийский и Александр Невский, изображённые по сторонам от Мадонны, должны были представлять небесных покровителей самого цесаревича и его отца императора Николая. Ввести в картину образ Александра Невского - было личным пожеланием заказчика.

Жан-Огюст Доминик Энгр. Мадонна перед чашей с причастием. Холст, масло. 116x84. ГМИИ им. Пушкина, Москва.
Картина "Мадонна перед чашей с причастием", привезённая в Россию, была встречена молчаливым неодобрением. Обычно считается, что созерцателям не понравился её ярко выраженный католический дух, но, думаю, дело не только в этом. При всём великолепии картины, написанной в духе живописи эпохи Возрождения, в ней не ощущалось тепла и душевности, которых зрители вправе были ожидать от изображения матери Иисуса Христа.
Не смотря на религиозную атрибутику, женская фигура изображает скорее светскую даму, осознающую свою красоту и с удовольствием позирующую перед зрителями. А молчаливые фигуры святых за её плечами - всего лишь фон для отражения красоты Мадонны. Именно её (красоту), а не святость показал художник, озарив лицо Мадонны божественным светом, спускающимся сверху.
Живопись художника была в России не понята, и его картины для русских музеев не покупались. В России всего два полотна Энгра - это представленная выше "Мадонна перед чашей ...", находящаяся в Гос. Музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), и - "Портрет графа Гурьева" (1821), находящаяся в Эрмитаже (Спб).
Comments