После того, как фильм закончился, я смогла сказать только одно: "ну и напридумали!".
Первый фильм "Гоголь. Начало" мне понравился – действительно фильм-сказка, фильм-мистика, фэнтези с хорошими актёрами: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Ян Цапник …
Я надеялась, что продолжение будет не хуже начала.
Не скажу, что "Гоголь.Вий" смотрелся совсем плохо, но местами было скучно (я даже на часы смотрела). К мистике, к запущенному виду Диканьки, к видениям и припадкам Гоголя я привыкла ещё в первой серии, поэтому нынешнюю смотрела безучастно. Да и сюжет был предсказуемый. Единственно, что я хотела увидеть, как изобразят Вия.
Вий – это чудовище из преисподней, убивающее взглядом. По понятным причинам изобразить его трудно. В советском фильме 1967 года Вия изобразили бутафорным страшилищем, но так как весь фильм держал зрителей в повышенном напряжении, то к форме и образу Вия претензий не было.
А в сегодняшнем фильме Вием было нечто громадное (выше церкви), бесформенное (как грозовая туча), дрожащее и ревущее, сшибающее со стен иконы и пугающее жёлтым глазом, как Око Саурона во "Властелине колец". Это должно было выглядеть страшно, но страшно не было.
А когда эта ВИЕобразная аморфная масса рассыпалась, и по полу легко покатился булыжник из пенопласта, даже стало смешно. А вот Гоголь сильно напереживался и упал без чувств в своём меловом кругу. Супер-Хоме повезло меньше: утопленницы-зомби перегрызли ему горло.
А ещё смешно было представить, как шестеро сценаристов во главе с А.Цекало придумывали сюжеты для этих серий … наверное, усаживались за стол, водили пальцем по текстам Гоголя, искали отчего оттолкнуться в своих фантазиях и придумывали, кто во что горазд (в силу воображения, образования и способностей).
Следователь Яков Петрович (Олег Меньшиков) своей энергией (без всякой мистики и видений) задавал тон первой серии, но, к сожалению, этот герой блеснул недолго и исчез в огне. Без него вторая серия была уныла, хоть Гоголь (Александр Петров) очень старался, но его образ "дрожащего мистика и невротика" был без блеска. Я читала, что в планах сценаристов есть идея оживить Якова Петровича, но в этой серии идея, увы, ещё не осуществилась.
Зато появился (тоже ненадолго) Басаврюк, "бісова людина", которого сыграл Кирилл Полухин. Отлично сыграл, доброе лицо Кирилла даже Басаврюком не испортишь!
Среди общей мешанины из заимствований и придумок в фильме был замечен и безносый майор Ковалёв, намекающий отцу Гоголя, Василию Афанасьевичу, заложить душу ради спасения рождённого сына Коли.
Эти и прочие намёки на чертовщинское происхождение и "тёмную" сущность Гоголя прослеживаются на всём протяжении киноленты. Даже неприятно, что душевное беспокойство Гоголя в конце жизни (его несчастье) стало материалом для буйной фантазии коммерческих кинодеятелей.
Покоробило, что Зло в виде искрящегося зрачка Вия пылает в святом месте - в церковных вратах иконостаса, а со стен падают и раскалываются иконы с образами святых! Зачем это кощунство на экране?!
Да и чтение Священного писания не помогало Хоме и Гоголю против нечистой силы, а вот бумажка с заклинанием сразу помогла, а это прямой посыл во славу Безбожия! Легко сделать вывод, что Бог бессилен перед бесовской нечистью.
В общем, фильм так себе, можно посмотреть разок, если некуда девать время. И хорошо, что я посмотрела этот фильм в кинотеатре - по телевизору, да ещё с рекламой, точно не стала бы.
В августе выйдет новая серия. Пойду смотреть, может, именно в ней воскреснет из мёртвых Яков Петрович и придаст
Гоголь (Александр Петров) увидел Вия.