Основа экспозиции и гордость Галереи — живопись импрессионистов, постимпрессионистов и художников начала XX века - Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Дега, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо, Дерен и др.
Шедевры поступили из бывших собраний Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова.
Клод Моне. Бульвар Капуцинок (Бульвар в Париже). 1873. Холст, масло. 60,5х80
На картине изображена часть Бульвара Капуцинок в направлении к парижской Опере. Композицию картины Моне задумал, когда увидел бульвар из окна дома, в котором располагалось ателье французского фотографа Надара.
Картина сама похожа на фотокадр, этому ощущению помогают границы изображения и рама, показывающие лишь часть бульвара и "обрезающие" навесы магазинчиков и фигуры мужчин на балконе. Возникает ощущение быстрого и охватывающего взгляда на вид из окна, где живёт своей жизнью весенний бульвар.
Чёткие очертания фигур и атрибутов отсутствуют, это не нужно художнику, потому что цель картины - передача атмосферы и впечатления от "вечного города" в районе бульвара.
Но первые зрители картины, привыкшие к академизму изображений, с трудом принимали изобразительное новшество.
Арт-критик Луи Леруа, побывавший на Первой выставке импрессионистов (1874, бульвар Капуцинок, 35), поместил в юмористической газете "Le Charivari" фельетон "Выставка импрессионистов", высмеивающий невиданную дотоле живописную манеру.
Общую тему выставленных картин Леруа обозначил словом "впечатление" (фр. impression), использовав название картины Огюста Моне "Впечатление. Восходящее солнце", а участников выставки назвал импрессионистами.
Честь и хвала Луи Леруа за это удачно придуманное название, отразившее целое течение в живописном искусстве!
Фельетон был написан в юмористическом духе (в традициях "Le Charivari") и построен на диалоге двух посетителей выставки.
Точно не известно, какая из картин Моне с видом бульвара Капуцинок была представлена на выставке в 1874-м. ГМИИ Пушкина считает, что именно тот вариант, что хранится у них.
Отрывок из статьи:
"-Эге! - ухмыльнулся он с мефистофельским видом. - Как вам это нравится? Впечатление тут есть, но не пойму, что оно означает! Не будете ли Вы столь любезны объяснить, что это за неисчислимые черные отслаивающиеся выступы в нижней части картины?
- Почему же, это - прогуливающиеся люди, - ответил я.
- Что? Я так выгляжу, когда я прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Кровь и гром! Вы что, смеётесь надо мной?
- Уверяю Вас, мсье Винсен.
- Но те пятна были получены методом, который обычно используется для имитации мрамора: точка здесь, точка там, короткий мазок - старый способ. Это неслыханно, ужасно! Я, наверняка, свихнусь от такой живописи".
Клод Моне продал "Бульвар Капуцинок" Жану-Батисту Фору (певец-баритон, композитор, коллекционер живописи Эдуарда Мане), затем она находилась в собрании Поля Дюран-Рюэля (коллекционер работ импрессионистов), у которого её выкупил за 40.000 франков русский любитель французской живописи И.А. Морозов. После национализации коллекции И.А. Морозова картина перешла во 2-й Музей новой западной живописи (МНЗО), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 – ГМИИ.
Жан-Франсуа Раффаэлли Бульвар Сен-Мишель. 1890-е. Холст, масло. 64x77.
На картине Раффаэлли другой парижский бульвар - Сен-мишель.
Изображение на картине в оттенках серого и жёлтого цветов с вертикальными линиями окон, яркими точками зажжённых фонарей, протяжными "дождливыми" мазками по мостовой ... Не смотря на общую серость дождливого дня, в картине, как ни странно, много света, воздуха и оживлённого настроения. По впечатлению и ощущениям эту картину можно назвать импрессионистической, но классики импрессионизма, например, Клод Моне, с этим активно не соглашались, критикуя Рафаэлли за поверхностно усвоенную импрессионистскую манеру письма.
Раффаэли и Эдгар Дега дружили по жизни, и по протекции друга Раффаэлли принял участие в 5-ой выставке импрессионистов (1980, ул. Пирамид, 10). Были выставлены работы 18-ти художников-импрессионистов, среди которых работ Раффаэлли было аж 37 штук. Картины Раффаэлли вызвали негодование у художников. Они пробовали договориться с Дега, но тот был непреклонен и раздражённо заявил (Гогену), что "скорее уйдет сам, чем позволит устранить Раффаэлли". Клод Моне покинул группу участников, сказав, что устроители "открыли двери малярам-самоучкам". Вместе с ним ушли Ренуар, Сислей и Сезанн.
Считается, что эти признанные художники узрели в работах Раффаэлли намёки на их творчество. По их мнению, если они сами изображали в своих произведениях "первое впечатление", то Раффаэли изображал "впечатление от впечатления", и был, говоря по-современному, живописным "рерайтером" (компилятором).
Он якобы заимствовал у товарищей по цеху особенности подачи колорита, композиции, изображения толпы, интерьера и других деталей - и из всего этого мастерил свои работы. Это, конечно, не чистый плагиат, но маститые художники узнавали в работах Раффаэлли свои приёмы, и это вызывало их негодование.
Маститым художникам виднее на что обижаться, но лично я их не понимаю. Ведь они сами учились передавать "живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона" на работах великих живописцев, например, на Мане и Ренуара сильное влияние оказало творчество Эль Греко, Веласкеса, Гойи, которые, в свою очередь, использовали опыт венецианской школы эпохи Возрождения.
Ту же самую impression показывал в своих полотнах Рубенс, "используя прозрачные промежуточные оттенки и делая тени цветными". Импрессионисты заметили, что Рубенс не использовал чёрный цвет, и сделали это одним из основных принципов своей живописи.
На импрессиониста Эдуарда Мане оказал серьёзное влияние нидерландский художник Франс Халс, "писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета".
Сам Клод Моне, а также Сислей и Писсарро в Лондоне изучали творчество великих английских пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера, которые уже тогда пробовали уйти от реального изображения действительности в индивидуальную передачу впечатлений. Особенно их впечатлило творчество Уильяма Тёрнера, которого называют предшественником импрессионизма.
Так что, критикуя картины Раффаэлли за "поверхностно усвоенную импрессионистскую манеру", Моне со товарищи лукавили. Думаю, что они были недовольны по другим причинам. Моне, вероятно, возмутило массовое участие картин Раффаэлли (аж 37) против количества его работ, а Ренуар вообще жаловался, что его редко приглашают участвовать в выставках. Да и у других недовольных, по всей видимости, были свои личные причины.
Раффаэлли не копиист, не подражатель, он писал свои картины под впечатлением от работ великих и в этом нет ничего предосудительного. Конечно, в его картинах прослеживаются "мотивы", вызывающие состояние "де жа вю", но темы его произведений самостоятельные и обладают собственными характеристиками, главные из которых привлекательность и обаяние.