Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О фильме Александра Кайдановского "Гость"

На основе двух рассказов Борхеса "Три версии предательства Иуды" и "Евангелие от Марка"
Александр Кайдановский написал сценарий и в 1987 году поставил фильм "Гость".
Фильм начинается с того, что два человека поднимаются по лестнице на полуразрушенный этаж какого-то дома (почему там, отдельная тема для размышлений) и продолжают начатый разговор о роли Иуды в судьбе Иисуса Христа. По рассказу Борхеса – это двоюродные братья Даниэль, владелец поместья "Тополя", и вечный студент 33-х лет Валтасар Спиноса. В фильме о их родстве ничего не говорится и даже не называются имена, поэтому для удобства изложения я даю героям фильма имена из рассказа.

Главный герой Спиноса, он же Гость, пытается убедить Даниэля в том, что "предательство Иуды не было случайным; оно было деянием предопределенным, занимающим свое таинственное место в деле искупления". Иуда не предал своего Учителя, а принёс себя в жертву во имя этого самого искупления, которое состоит не в смерти на кресте, а в муках совести и в вечном страдании в аду. То есть "Иуда, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву". Он сознательно избрал «самую презренную судьбу – он стал Иудой». "Отсюда тридцать сребреников и поцелуй, отсюда добровольная смерть, чтобы еще верней заслужить Проклятие".

Спиноса считает, что Иуда, "единственный из апостолов, угадал тайную божественность и ужасную цель Иисуса". В доказательство своей гипотезы он приводит три версии поступка Иуды.
Собеседник возражает и говорит ему, что эти версии - "извращённая и доведённая до своей крайности игра ума, и ничего более", но "если это правда, то, не приведи Господь, вы разгласили ужасную тайну. Какая бесконечная кара будет вам за то, что вы открыли и разгласили грозное имя Бога?"

Вот на этих словах и строится сюжет фильма Кайдановского.

Даниэль приглашает Спиносу посетить его поместье "Тополя" - поживёте, отдохнёте, развеетесь. Тот соглашается. На полпути к поместью дорогу преграждает поваленное дерево - символический знак-предупреждение Гостю повернуть назад. Но, напротив, он даже помогает Хозяину отвалить тяжёлое дерево в сторону, чтобы продолжить путь, то есть добровольно продолжает двигаться навстречу судьбе.

За завтраком (обедом, ужином?) Даниэль объявляет, что ему надо отъехать из поместья по делам. Гость остаётся один в большом доме. Из прислуги - живущая в дворовой постройке семья Гутре (отец, сын и дочь), свинопасы, люди грубые, неразвитые и суеверные, например, вид скачущего галопом всадника ввергает их в ужас. "И, вообще, верхом отправляются только по делу".

Гость находит в кабинете хозяина маленькую книжечку с Евангелием от Марка, и, когда застаёт отца и сына за жестокой дракой, раскрывает книжечку и читает вслух текст. Гнев дерущихся волшебным образом испаряется. Гость верит, что на них благотворно подействовало Слово Божие, и когда прислужники снова просят Гостя почитать им из книжечки, исполняет их просьбу.



Он надеется, что чтение Евангелия смягчит грубые нравы Гутре, и их ещё не погибшие души спасутся для Бога от понятий Любви, Смирения и Веры. Гутре тоже считают, что спасутся, только по-своему. Тот, кто глаголет слово Божие, для них и есть тот Бог, который пожертвовал своей жизнью во имя всеобщего Спасения. Значит, смерть Бога принесёт Спасение и им, поэтому Бога надо принести в жертву. И совершить это жертвоприношение надо точно так, как написано в Евангелии, то есть унизить плоть жертвы, дабы "ещё выше вознесся Божий дух".

Соединение Кайдановским двух рассказов Борхеса в одно целое, не даёт фильму статус чистой экранизации, но характеризует его как самостоятельное кинопроизведение, созданное "по мотивам". И это самостоятельное произведение имеет собственный неоднозначный смысл, который может интерпретироваться по-разному. Например, сегодня я поняла смысл фильма так (а завтра, может быть, буду понимать по-другому):

1.
Фильм повествует о человеке, который, в силу своего высокого интеллекта, влез в такие философские дебри, что запутался в вопросах "кто есть кто". Историю с предательством Иуды он извратил парадоксальным образом, и это аукнулось ему самому. А так как любые антихристианские измышления Богом не принимаются, то богохульник не преминет Божьего наказания. И средством наказания может быть что угодно. В данном случае – им оказались люди, буквально понявшие священное писание.
Гость даже не мог даже предположить, что Гутре истолкуют строчки Евангелия превратно и поступят согласно своему примитивному пониманию.
В данном случае повторилась ошибка цивилизованного человека – воспринимать диких людей себе подобными и верить, что слово Божие отразится на них чудесным образом. (Вспомним 22-е путешествие Ийона Тихого!)

2.
Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: "Не мечите бисер перед свиньями". Это означает, что не надо говорить то, что собеседники не поймут и не оценят должным образом. Слово Божие должно падать на подготовленную почву и укореняться в умах и душах людей подготовленных, тех, кто уже готов внимать Божьему слову, ибо созрел до благодатного состояния.

А.С.Пушкин в письме к А. А. Бестужеву (янв. 1825) писал: "Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб."

Герой фильма "Гость", следуя словам Пушкина, поступил неумно несколько раз.
Когда не выпроводил семью Гутре из дома после прекращения ливня.
Когда пригласил их за свой стол.
Когда стал читать им Евангелие.
Когда верхом поехал "просто погулять".
Когда галопом примчался к дому.
Когда позволил Гутре обращаться с ним, как с Богом (например, омывать ему ноги).

3.
Помимо Гостя и семьи Гутре, в фильме действует ещё один персонаж – Даниэль, хозяин поместья. Поначалу его роль кажется второстепенной, но в конце фильма, когда он кружит на лошади у остова беседки, издали наблюдая за свершившимся преступлением, приходит предположение, что его роль в фильме существенна.

Если дать волю фантазии, то можно предположить, что он и есть Иуда, предавший Христа.
И предпосылки к этому предположению имеются.
Будучи в ипостаси Бога и обладая бесконечной божеской силой совершать чудеса, Иуда-Даниэль искушает Гостя в своём доме, как дьявол искушал Христа в пустыне. Завлекает его на отдых в поместье, подсылает ему в постель девушку Гутре, усыпляет его бдительность послушанием прислужников, намекает на будущие события, дважды повторяя: "не подъезжайте к дому галопом", пугает лошадь Гостя мёртвыми свиными головами, заставляя её мчаться в имение именно галопом.

Предположение интересное, но, действительно, фантазийное. Всегда хочется найти в любом фильме тайный смысл и тем самым "объять необъятное". Возможно, Александр Кайдановский вложил в свой фильм высокий, сакральный смысл, только я его не вижу. Я вижу смысл "Гостя" по-бытовому приземлено, а именно:

Хозяин поместья Даниэль - не хитроумный Иуда по версии Спиносы, а обычный христианин, для которого все четыре Евангелия (Новый завет) не просто слова, а объяснение мироустройства и смысла жизни. И никакие мыслеизвращения на эту тему не поколеблют его веру в то, что Бог – это Спаситель, а Иуда – это предатель. И объяснение предательству Иуды у него только одно – этот апостол сознательно совершил подлейший из грехов – злоупотребил доверием Бога.



Следуя словам летописца Пимена - "не надо мудрствовать лукаво", то есть не стоит углубляться в дебри глубокомыслия, не усложнять сути дела и не получить "горе от ума". Истина всегда на поверхности, а игра ума ради игры ума может довести до беды, что и случилось с Гостем.

В Евангелии от Марка сказано - "Иисус умирает в муках, не зная точно, почему должен погибнуть". В фильме Гость умирает, не понимая, за что!
В Евангелии от Марка сказано - "Иисус всё время молчит, словно от потрясения, только в конце испускает крик". В фильме Гость молчит и только в конце испускает крик - четыре раза по числу гвоздей.

В заключительных кадрах Кайдановский показывает крупным планом щегла – символ Страстей Христовых. Согласно легенде, щегол, пролетая над Крестом с распятым Спасителем, вырвал из тернового венца окровавленный шип, за что навсегда был помечен красным пятном вокруг клюва.

В роли Гостя - Николай Исполатов
Хозяин поместья - Леван Абашидзе
Семейка Гутре - Лео Пилпани, Николай Кундухов, Светлана Панфилова
Tags: борхес, иисус христос, кино о христе, кинорежиссёры, святое, экранизации
Subscribe

  • Храм иконы Божией матери Неопалимая Купина в Отрадном.

    Вчера я побывала (по делам) в московском районе Отрадное. От одноимённого метро прогулялась по ухоженному Северному бульвару до его конца и на…

  • Кутафья обживается.

    Странное дело, но новенькая мышь по имени Кутафья не произвела фурора в мышиной царстве: на неё мало кто обратил внимания, все усердно занимались…

  • В цветочном магазине по соседству.

    Сегодня пришлось пройти мимо цветочного магазина, о котором я писала здесь. Впечатление о том посещении (и об откликах комментаторов) у меня до сих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments