Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Из письма Гогена: "Страшно нравится Винсенту, а мне нет..."

В письме Эмилю Бернару от 9-12 ноября 1888 года Поль Гоген написал, что ему не нравится его картина "Кафе в Арле". Я его понимаю, так бывает. Задумка подразумевает одно, а в результате получается совсем другое и, что удивительно, - лучше, чем замысел! Разумеется, Винсент Ван Гог о задумках Гогена не знал и просто оценил конечный результат - "страшно понравилась".
И мне тоже.

Мне страшно нравится не только "Кафе в Арле", но и другие картины Гогена. Какое счастье, что они есть в ГМИИ и их свободно можно посмотреть! Когда смотрю на картины Гогена и ван Гога, всегда задаю себе риторический вопрос: "А знали ли они сами, что творят шедевры"?

1.POL-GOGEN-KAFE-V-ARLE.jpg
Поль Гоген – Кафе в Арле, 1888. Холст, масло. 71,5x91,5
Моё фото.

Поль Гоген в письме к художнику Эмилю Бернару писал: "Я написал также ночное кафе, которое страшно нравится Винсенту, но мне — нет... В верхней части — красные обои; три проститутки: у одной голова в папильотках, другая — со спины, в зеленой шали, третья в ярко-красной шали; слева — уснувший Бишар. Мраморный столик. Всю картину пересекает полоса голубого поперечного дыма, но фигура на переднем плане слишком благопристойна".
[Spoiler (click to open)]
Зиму 1888 года Гоген провёл в городе Арле в небольшой французской коммуне. Его товарищем был Винсент ван Гог. Они вместе работали и посещали местное кафе на привокзальной площади. Кафе послужило художникам интерьером для написания их живописных полотен.

Картину у Гогена (а также все его картины таитянского периода) купил парижский арт-дилер Амбруаз Воллар, который позже перепродал её русскому коллекционеру Ивану Абрамовичу Морозову за 8.000 франков.
Картина "Кафе в Арле" была жемчужиной в коллекции Морозова.

2.POL-GOGEN.jpg
Поль Гоген. "Ana oe fill?" (А, ты ревнуешь?). 1892. Холст, масло. 66×89. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Моё фото.

Описание картины дал сам Гоген в своей книге "Ноа Ноа":
"На берегу две сестры — они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринуждённых сладострастных позах — беседуют о любви вчерашней и той, что придёт завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: "Как? Ты ревнуешь!"

Поль Гоген в письме с Таити признавался, что это "лучшее из того, что он пока сделал".

3.POL-GOGEN.-FRUKTY.-1888.jpg
Поль Гоген. Фрукты. 1888. Холст, масло, 43×58. ГМИИ им.А.С.Пушкина

Этот натюрморт Гоген посвятил своему другу художнику Шарлю Лавалю. Натюрморт предназначался в качестве свадебного подарка Лавалю. Гоген соединил общим колоритом фрукты на столе и лицо девушки с сильно раскосыми глазами, и всё это привносят ощущение загадочности и тревоги. Девушка явно сыта, но её взгляд продолжает выбирать из фруктов самый сочный и лакомый плод. Считается (по другим произведениям Гогена), что этот персонаж символизирует похоть.
Шарль Лаваль умер от туберкулёза в 1890 году, а через год от этой же болезни умерла его юная жена. Считается, что натюрморт был своеобразным предостережением молодой паре от Гогена.

До 1892 года картина находилась в собственности семьи художника Шарля Лаваля. В 1906 году она была приобретена С.И. Щукиным в Париже и до 1918 года находилась в его коллекции живописи.

4.Поль Гоген. Цветы Франции. ГМИИ им. Пушкина
Поль Гоген. Цветы Франции. Холст, масло. 72х92. ГМИИ им.А.С.Пушкина

Фрагмент (200x160, 30Kb)Картина "Цветы Франции" - одно из первых произведений художника, где он использует таитянскую подпись (под крышкой стола справа), имеющую в данном случае ностальгический смысл - TE TIARE FARANI (Цветы Франции).


1891 год был решающим годом в личной и творческой биографии Поля Гогена. С детства, проведённого на родине матери в Перу, художник испытывал тягу к экзотическим местам, желание слиться с природой и считал цивилизацию "болезнью". В 1891 году он покинул Францию и уехал на Таити, где проживал в Папеэте. Это способствовало его вдохновению, в одном только в 1892 году Гогеном было написано целых 80 полотен. Несмотря на болезни (в том числе и проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, Гоген написал свои лучшие работы именно на Таити и Хива-Оа.


5
GOGEN-IDOL.jpg
Поль Гоген. Великий Будда. 1899. Холст, масло. 134 х 95 см. ГМИИ им.А.С.Пушкина


Многих созерцателей вводит в заблуждение прямолинейное название картины "Великий Будда" и сама статуя Будды за спинами сидящих таитян. Эти две причины способствуют углублению в дебри ненужных философских рассуждений, словно картина полна загадок, которые надо отгадать. Смысл картины гораздо проще, чем кажется.
Я скажу о ней словами Бодлера в переводе Марины Цветаевой:

Душа наша - корабль, идущий в Эльдорадо,
Малейший островок, завиденный дозорным,
Нам чудится землей с плодами янтаря,
Лазоревой водой и с изумрудным дерном.
Базальтовый утес являет нам заря.

KARTINY-GOGENA.jpg
Уголок зала Гогена в ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Tags: wampi, ван гог, гмии, гоген, живопись, импрессионисты, мои_фото, музеи москвы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments