Внук Варлама, Торнике, прозревает, услышав исповедь Кетеван в суде, но он тоже не борец. Он приходит к Кетеван, чтобы объясниться, а та говорит ему, что она сумасшедшая, говорит иносказательно, в насмешку над собой, но Торнике ей верит.
Рядом с ним никого, кто бы объяснил, как выбраться из окружения зла. Ему непонятно, кто окружил его - хорошие или плохие, друзья или враги. Как поступить, если самые близкие люди, дед, родители оказались врагами?
Душа Торнике в смятении. Кетеван невольно подтолкнула его к ужасному концу. Он мог бы опереться на неё, как на родственную душу, но не получилось. Слабых мальчишеских сил не хватило противостоять свалившемуся на него Злу. Торнике смалодушничал, убив своё тело, но спас ли он свою душу? Выстрел - это крик отчаяния, а не выход.
2.
Известно, что нравственность определяет силу личности человека, а нравственная организация человека свидетельствует о его психическом здоровье. Здоров ли Варлам? Ведь он отлично знает законы нравственности, но не служит им, а наоборот, размывает границы нравственности и морали и великолепно в этом существует.
Не об этом ли говорит человек в подвале, пожирающий рыбу.
Вот в чём ужас и страх! Человек, имеющий чёткие знания о нравственности и морали, сам не живёт ими, а использует в своих интересах! Говорят, трудно первый раз солгать, обмануть, предать, убить … потом становится легче, и даже образуется привычка.
То есть, если есть способность адаптировать под себя мораль общества и использовать нравственность других людей себе во благо, то это и будет земное счастье со всеми вытекающими.
3.
Варлам и Сандро – сходны по возрасту, образованности, уму, талантам, но они антиподы. Сандро человек, живущий по божьим заповедям, Варлам – человек безнравственный, придерживающийся "готтентотской морали", смысл которой в следующем: "Зло – когда сосед нападёт на меня, отнимет скот, жену… А добро - когда я у соседа отниму его скот и жену".
Почему Варлам разрушил жизнь Сандро, Нины, Михаила? Если фильм не даёт ответа на этот вопрос, а желает навесить ответ на зрителя, то я, как зритель, отвечаю: из зависти. Зависть – страшная штука. И чем человек умнее, тем страшней его зависть и её последствия.
В послании к Тимофею апостолом Павлом написано: "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения" (Тим. 6:3,4).
Это означает, что зависть может быть не только материальной, но и духовной, она в стремлении к первенству и власти.
Завистник Варлам не просто желал иметь то, что есть у Сандро, он хочет большего: чтобы у Сандро не было никакого преимущества над ним. Варлам чувствует превосходство Сандро, и это ему нестерпимо. Он спит и видит об обратном - чтобы Сандро начал завидовать ему, Варламу.
Завистливое ничтожество имеет способность увеличиваться на ровном месте, особенно, умное ничтожество. Чтобы стать величиной, завистнику достаточно стать начальником. Чичиков скупал мёртвые души, чтобы разбогатеть, Варлам стал городской властью, чтобы повелевать людьми. Талантов у него не прибавилось, а значительность сильно выросла. Власть – это то, что надо для величия мелкого человека!
Варлам уничтожает всех, кому завидует. Вседозволенность умножает ненависть, причина этому одна - эти люди стоят намного выше него по душевным качествам. Их нельзя вытравить, то можно физически уничтожить.
Иисус Христос умер на Кресте во имя спасения человечества и уничтожения их грехов. Во имя чего умер Сандро? Чьи грехи он искупил своей смертью? Он всего лишь потешил тщеславие Варлама.
Во имя чего унижалась перед Варламом гордая Нина, опускаясь перед ним на колени и целуя руки? Просила милости, великодушия, милосердия? Всесильным ничтожествам незнакомы эти высокие качества, поэтому лишь усмешка глубокого удовлетворения скользит по губам Варлама.
4.
Фильм оставляет ощущение безысходности. Безысходность - это когда нет выхода. Старуха-странница спрашивает в конце фильма дорогу к храму ... Можно подумать, что найдя дорогу к храму, найдёшь и ответ на все вопросы? То есть приди к Богу и спасёшься от варламов? Как легко и просто! У Сандро был Бог, но разве он уберёгся от гибели? Разве выход в том, что счастье на небесах?
Эта сцена в фильме не выход, она всего лишь метафора, режиссёрский ход, чтоб не обвинили в пессимизме.
Улица Варлама не ведёт к храму, а какая ведёт? Странница уверенно говорит, что все дороги должны (должны!) вести к храму, так что же она сама идёт не той дорогой? Видя её преклонный возраст, начинаешь верить в то, что заплутала старушка в поисках Бога. Ведь, если судить по фильму, все улицы - варламовы!?
Эпизод со старухой-странницей явно инородное тело в сюжете фильма. Зачем камера долго показывает, как странница медленно поднимается по тёмной улице Варлама, как по тропинке в ущелье? Чтобы показать, что впереди светлое будущее? Там выход? Там дорога к Богу?
Но обе улицы пусты – никто не идёт к храму, ни по тёмной, ни по светлой дороге, никто не хочет спасать свою душу. Может, поэтому Кетеван с грустной задумчивостью смотрит вслед старушке-страннице?
Если нет бога внутри, его не будет нигде. Кетеван об этом точно знает!

Кадр из фильма "Покаяние". Кетеван смотрит вслед старухе-паломнице.
Полностью опубликовано на проза.ру https://www.proza.ru/2018/02/17/95