Я знала, что Храм старинный, но как-то не сподобилась почитать о его истории. А тут ... я не спеша погуляла по территории Храма, зашла внутрь, по традиции поставила свечки за здравие и помин, помолилась Святому Николаю и всем Богородицам. Народу на удивление было мало, и я с интересом рассмотрела иконостас и другие украшения интерьера.
А дома с не меньшим интересом прочла историю о селе Всехсвятском и о Храме.
Раньше местность вокруг храма относилась к подмосковному селу Всехсвятское, которое было известно с 1398 года под именем "Святые Отцы". По легенде здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестных лесах жили старцы-отшельники. У этой местности было и другое название - Лужа Отцовская – по причине того, что село "Святые отцы" стояло на берегах речек Ходынка и Таракановка, которые периодически затопляли местность.
Село Святые Отцы упоминается в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III. Согласно грамоте это село было передано в собственность сыну князя Юрия. Позже род Патрикеевых оказался в опале, и в начале 15 века село отошло казне. Какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, а 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.
В древнем мужском монастыре стояла деревянная церковь в честь Всех Святых. После упразднения монастыря церковь стала приходской. Новый владелец села боярин И.М. Милославский (1635-1685), приближённый царя Федора Алексеевича, построил каменную церковь. После смерти царя Федора Алексеевича (1682) боярин Милославский встал на сторону его сестры Софьи Алексеевны. По версии Нарышкиных — "разжигал страсти стрельцов". А это Пётр I сильно отомстил Милославскому.
[ Spoiler (click to open)]
Интересный факт.
Иван Михайлович Милославский был племянником царицы Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя Алексея Михайловича. А у Милославского был в племянниках Пётр Андреевич Толстой, потомками которого по мужской линии являются писатели Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой и советский писатель Алексей Николаевич Толстой.
Алексей Николаевич изобразил Петра Толстого и Ивана Милославского в своём романе "Пётр Первый". Там же он упомянул и село Всехсвятское.
Село Всехсвятское боярин Милославский отдал грузинскому (имеретинскому) царевичу Александру Арчиловичу из рода Багратионов в качестве приданого за свою единственную дочь Федосью. Александр Арчилович был сыном имеретинского царя Арчила II и внуком картлийского царя Вахтанга V.
Александр Имеретинский был другом детства Петра I и пребывал у него в большой милости. Во время осады Нарвы в 1700 году Александр Имеретинский попал в шведский плен, содержался до 1710 года в Стокгольме. В 1711 году вскоре после Полтавской битвы был освобождён без уплаты выкупа, но по дороге домой умер. Потомства Александр не оставил.
К слову.
После того, как владельцем Всехсвятского стал Александр Арчилович, здесь образовалось первое в Москве грузинское поселение. Храм Всех Святых стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Багратион, отец знаменитого генерала П.И. Багратиона. Полководец сам поставил памятник на могиле отца. Правда, сама могила затерялась, но сохранилось надгробие. Оно не раз меняло своё местоположение, и в настоящий момент приютилось к северу от Храма у мемориала "Примирение народов".
В тот раз мемориал был сильно засыпан снегом от недавней метели, а фотографировать торчащие из снега верхушки крестов и обелисков не было смысла.
После смерти Александра Арчиловича Всехсвятское унаследовала его сестра Дарья (Дареджан) Арчиловна. Она не имела семьи, жила в имении круглый год и вела полузатворнический образ жизни. Располагая значительными средствами, она тем не менее не выражала желания вести придворную жизнь. Переезжать в новую столицу также не захотела, да и в Москву выезжала редко.
Храм Всех Святых во Всехсвятском
Мимо села Всехсвятское проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. После того, как царь Пётр построил Петербург, значение дороги сильно повысилось, поскольку она (Ленинградское шоссе) напрямую соединяла обе столицы.
В силу своего географического расположения Всехсвятское много чего повидало на своем веку. Во Всехсвятском был построен деревянный путевой дворец, в котором останавливались известные исторические лица. Именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию и другие торжества.
Здесь с почетом встречали шведского принца Густава, жениха царевны Ксении Годуновой. В Смутное время в селе располагались войска Василия Шуйского, вышедшие навстречу Лжедмитрию II, стоявшему в Тушине. Самозванец некоторое время жил во Всехсвятском после отступления правительственной армии.
Пётр I и раньше гостил во Всехсвятском у своего друга Александра Имеретинского, а в 1722 году, празднуя Победу в Северной войне (Ништадтский мир), он по пути в Москву также остановился во Всехсвятском, где в то время жила Дарья Арчиловна. Пётр лично уговаривал её переехать жить в столицу, но она отказалась.
30 августа 1723 года во Всехсвятском остановливалось шествие со святыми мощами благоверного князя Александра Невского, когда по приказу Петра их переносили из Владимира в Петербург через Москву.
В 1724 году в Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей и многочисленной свитой, среди которой был грузинский дворянин Зандукели – предок основателя сандуновских бань Силы Сандунова. Вахтанг IV остановился у Дарьи Арчиловны во Всехсвятском.
Грузинских гостей было так много (несколько тысяч человек), что их разместили на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Вот так в Москве образовалось два главных грузинских поселения: одно во Всехсвятском, другое на Пресне. Царь Пётр также передал грузинам дом Василия Голицына в Охотном ряду и Донской монастырь, который стал Грузинским подворьем.
Дарья Арчиловна участвовала в благоустройстве Донского монастыря, там же были похоронены её ближайшие родственники.Там же в 1740 году упокоилась и сама Дарья Арчиловна.
В 1728 году в доме Дарьи Арчиловны умерла четырнадцатилетняя дочь царевича Алексея Петровича, великая княжна Наталья Алексеевна (предположительно от скоротечной чахотки).
В 1730 году у Дарьи Арчиловны на несколько дней останавливалась избранная на престол Анна Иоанновна (племянница Петра). Здесь она готовилась к торжественному въезду в Москву и встречалась с представителями Верховного тайного совета.
Дарья Арчиловна занималась благотворительностью и много жертвовала монастырям и храмам. В 1733-1736 годах в селе Всехсвятском на её средства был построен храм Всех Святых, сохранившийся до наших дней. Он расположен на Ленинградском проспекте, д. 73, рядом с вестибюлем метро "Сокол".
В конце века неподалеку от Всехсвятского был построен новый (каменный) путевой Петровский дворец, а в начале 19 века проложено шоссе. Значение Всехсвятского упало. Село превратилось для москвичей в излюбленное место загородных гуляний, правда, знатное общество предпочитал веселиться в Петровском парке, а гуляния простых москвичей проводились во Всехсвятском.
Интерьер Храма
Революция радикально изменило этот старинный район Москвы. Первым делом большевики-безбожники заменили название села "Всехсвятское" на посёлок Усиевича.
В 1933 году здесь появился жилищно-строительный кооператив "Сокол", который дал название всему району.
Самая большая в храме - живописная композиция "Собор Всех Святых" расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. В композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья.
Иконостас
Центральный резной трёхъярусный иконостас был изготовлен в конце 1940-х в псевдорусском стиле. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Самые значимые иконы в Храме Всех святых: Казанская икона Божией матери, икона Святого Николая Чудотворца, икона Всех Святых, икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
В 1939 году Храм был закрыт, в нём по советской традиции устроили склад. Пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. За время войны от сырости "сыпалась фреска 19 века "Собор Святых Отец".
В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен – "это была одна из самых ранних реабилитаций закрытого храма в советское время".
В том же 1946 году был установлен новый иконостас и возвращены святыни: чтимый образ Казанской Богоматери и икона Всех Святых. В 1960-х годах возобновлена живопись по стенам.
Колокола храма зазвучали только в 1979 году и звучат до сих пор.
На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах.
На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов.
В 1970-х годах храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х по просьбе прихожан храму вернули прежний жёлтый (с белым) цвет.
В Храме всегда много прихожан, особенно в святые праздники. Это объясняется ещё и тем, что поблизости не было других действующих православных храмов.
Колокольня Всехсвятского храма трёхъярусная, полностью соответствует стилю московского зодчества начала 18 века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи.
Колокольню Всехсвятского храма называют одной из "пизанских башен" Москвы, потому что она имеет наклон около 5 градусов. Есть версия, что наклон колокольни произошёл вследствие 1. влияния течения речки Таракановки, заключённой в коллектор, 2. близости метро, 3. особенностей почвы (не зря местные улицы названы Песчаными) и 4. от частых работ строительных машин.
Колокольня
Главный вход находится с северо-запада от церкви и представляет собой трёхпролётные арочные ворота. Другие ворота (назову их грузовые) находятся с юга от церкви. Вот теперь открыт ещё один вход со стороны Ленинградки.
Ограда храма является объектом культурного наследия.
Восьмерик на четверике — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб "со скошенными углами").
Ограда храма - 19 века. Её передвигали в связи с увеличением официальной территории храма. Одновременно были проведены работы по благоустройству территории, сделана новая каменная отмостка, отремонтирован белокаменный цоколь, открывшийся из земли из-за восстановления первоначального уровня отмостки.
Проулок между Храмом и "генеральским" домом.
Главный престольный праздник Всехсвятского храма — Собор всех святых. Он относится к переходящим праздникам и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы. В этот день принято чтить память всех причисленных к лику святых.
Собор святых отцев
Малый престольный праздник отмечается во второй день праздника Сретение, когда церковь вспоминает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу. В честь этих святых храме создан придел (правый).
Правый придел
Другой малый престольный праздник отмечается 6 ноября — празднование иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
Левый придел в честь Пресвятой Божией Матери
Вот и всё о Храме всех святых.
А для полноты темы я перечитала роман А.Н.Толстого "Пётр I". Очень хорошее историческое произведение!