mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Ахматова и Моди.

В фильме "Луна в зените" есть эпизод, где Ахматова и её названная внучка (Аня Каминская) смотрят в кинотеатре фильм "Монпарнас, 19" о непризнанном художнике-алкоголике Модильяни с Жераром Филиппом в главной роли.

"Пошлость! Аня, пойдём отсюда, - говорит Анна Андреевна: - Неужели можно так безнаказанно искажать чужую жизнь? Модильяни никогда не жаловался ни на нужду, ни на бесславие, никому и никогда. Я ни разу не видела его пьяным, от него никогда не пахло вином. И, вообще, почему они решили, что этот артист похож на Моди? Ничего общего. <…>
- А на кого он был похож, на Антиноя? - спрашивает Аня.
- Он не был похож ни на кого на свете. Всё божественное в Амадео искрилось сквозь тьму, а глаза … золотыми искрами. Да, он был похож на Антиноя".

Ахматова была знакома с Модильяни по Парижу, куда в 1911 году во время медового месяца её привёз Николай Гумилёв.

Ахматова говорила, что Модильяни тут же в неё влюбился и уговорил позировать. Она не устояла (для своей будущей славы) и стала (по её словам) много позировать Модильяни: то в его студии на Монпарнасе, то у неё ...

Из письма А.А. Ахматовой (Гумилёвой):
"В Париже поселились на rue Bonaparte, 10. Ходили по музеям, посетили средневековое аббатство Клюни, Зоологический сад, сиживали в любимых Гумилевым кафе Латинского квартала, были в ночных кабаре".

По воспоминаниям Георгия АдамОвича во время трёх дней, проведённых Ахматовой в 1965 году в Париже, она во время прогулки захотела побывать на рю Бонапарт и увидеть дом, в котором когда-то останавливалась. "Вот мое окно, во втором этаже… сколько раз он тут у меня бывал", — тихо сказала Анна Андреевна, опять вспомнив Модильяни и будто силясь скрыть свое волнение".

В мае 1911 года Ахматова одна уехала в Париж, там она встречается с художником Амедео Модильяни.
"В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что все остальное... недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц...".

Бывал, значит, рисовал, и Анна Андреевна ему позировала, судя по рисункам - обнажённая. Вообще-то, сие очень интересно, позировать малознакомому художнику, пардон, в голом виде. А-ааа, ну да, ведь между ними возник бурный роман, отчего же не раздеться! Раздеться (хи-хи), несмотря на оставленного в России молодого мужа.

Модильяни Ахматова.jpg


В связи с этим стоит вспомнить, что в начале своей совместной жизни Гумилёв и Ахматова договорились, что ни он, ни она не будут вмешиваться в личную жизнь друг друга. То есть муж/жена и любовники/любовницы - отдельно!

Модильяни в то время был очень беден и, думаю, благодарил Ахматову за любовь своими рисунками. Она говорила, что увезла с собой около 20 штук (интересно, муж знал или не знал об этих "ню"?). Рисунки якобы хранились в доме родителей А.А. в Царском селе, но когда там на постое стояли красноармейцы, то они (невежды!) пустили бесценные рисунки на самокрутки и выкурили их (прямо дотла!).

Я всегда недоумевала по этому поводу, на чём же рисовал Модильяни, на салфетках, на газетной бумаге? Ведь крутить козьи ножки из ватмана не очень удобно! Из фильмов знаю, что козью ножку по краю надо облизать, чтоб он прилип, и кулёчек не раскрутился, а как облизать плотный ватман? Может, Модильяни по бедности рисовал на писчей бумаге, типа А-4?

Не знаю, не знаю … на этот счёт ясности нет.
Говорят, что в наше время нашлись и другие рисунки из этой серии, видимо, не всё бойцы скурили (махорки не хватило?)

Во всяком случае, на обложку сборника стихов Ахматовой "Бег времени" выпуска 1964 года был помещён вот этот рисунок. Если Модильяни изобразил на нём Ахматову, то он действительно гений – смог предвидеть, как будет выглядеть А.А. в 60-е годы, до которых он, увы, не дожил.

ахма.png


Анна Андреевна лишь к концу своей жизни раздобрела телом, а всё остальное время была сильно стройна, если не сказать, худа и костлява. У Модильяни в парижской Академии Коларосси были приятные глазу натурщицы, но он почему-то прельстился, прошу прощения, костями русской гостьи.

Из письма М.Замятиной от 16 июня. "В воскресенье, 13 июня, вечером были Гумилев с Гумильвицей (острота Юрия Никандровича Верховского), они на днях вернулись из Парижа. <...> она сносно-симпатичная, только очень тощая и болезненная, но недурная, высокая, брюнетка".

Сергей Маковский, главный редактор журнала "Аполлон", тоже встречался с Гумилёвым и Ахматовой после их возвращения из Парижа и высказал своё впечатление об А.А. так: "весь облик тогдашней Ахматовой, высокой, худенькой, тихой, очень бледной, с печальной складкой рта, вызывал не то растроганное любопытство, не то жалость".

Люди, которые не были в окружении Ахматовой, смотрели на неё без "придыхания" и восторженных пиететов, то есть объективно, как, например, поэт/писатель Иван Бунин:

Любовное свидание с Ахматовой
Всегда кончается тоской:
Как эту даму ни обхватывай,
Доска останется доской.

Арсений Тарковский запомнил шутку Бунина несколько иначе, но смысл остался тот же:

Увы, но от любви Ахматовой
Ты всё ж откажешься с тоской.
Как ни люби, как ни обхватывай,
Доска останется доской.

И вообще, как определить, кого изобразил Модильяни на рисунках? Ведь его неофициальная жена, художница и модель Жанна Эбютерн тоже убирала свои прекрасные тёмные волосы в пучок, да и телом была посочнее, опять же пардон, молодой Ахматовой.

Уж не выдумала ли наша поэтесса рисунки, роман и письма к ней Модильяни? Ведь ни рисунков, ни длинных любовных писем от любимого Моди не сохранилось, а слова/воспоминания Ахматовой об их любовном романе, вернее, намёки на него, – всего лишь слова.

Тем более, что вспомнила А.А. о своём романе с итальянским гением уже на закате своих дней, когда не осталось в живых никого, кто бы мог подтвердить её слова (ведь любовь трудно скрыть). А те подтверждения, что ходят/гуляют по книгам и сайтам, имеют один источник – слова самой Анны Андреевны. А слова против слов – неубедительно и бездоказательно.
Бездоказательно можно верить только в Бога.

Подтверждение, что у А.А. был рисунок Модильяни (один?) имеется в записках Л.К.Чуковской:

"9 августа 39.
Сегодня, когда я была у Анны Андреевны, я заметила на стене маленькую картинку. Очаровательный рисунок карандашом – ее портрет. Она позволила мне снять его со стены и рассмотреть.
Модильяни.
– Вы понимаете, его не интересовало сходство. Его занимала поза. Он раз двадцать рисовал меня.
Он был итальянский еврей, маленького роста, с золотыми глазами, очень бедный. Я сразу поняла, что ему предстоит большое. Это было в Париже. Потом, уже в России, я спрашивала о нем у всех приезжих – они даже и фамилии такой никогда не слыхали. Но потом появились монографии, статьи. И теперь уже все у меня спрашивают: неужели вы его видели?"

Странно, конечно: Лидия Корнеевна была у А.А. много раз, а рисунок заметила только 9 августа ... Интересно, откуда он взялся?

В записках Чуковской есть запись:
"15 октября 39.
За это время я была у Анны Андреевны раза три, но не записывала. А сейчас уже поздно вспоминать ее речи, того и гляди переврешь что-нибудь".

Я Чуковской верю. Всё, о чём она пишет, правда.

Вот забавная фотография. Анна Андреевна смотрится в зеркальце рядом с рисунком Модильяни.

AKMA-SMOTRITSY.jpg

Неужели сравнивает себя, типа, "до" и "после"?
Tags: ахматова, цитаты из книг
Subscribe

  • Родительская суббота. 06.03.2021.

    Сегодня Вселенская родительская суббота. В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего…

  • Метаморфозы марта. 05.03.21.

    Утром проснулась – погода солнечная, небо чистое и голубое, ноль градусов. Весна! Сугробы заметно осели и скоро совсем растают, надеюсь на это. И…

  • Погода 13 февраля 2021 года.

    Снег начался позавчера ночью и продолжал идти весь следующий день, и сегодня идёт весь день. То крупный, то мелкий, то с ветром, а то плавный и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Родительская суббота. 06.03.2021.

    Сегодня Вселенская родительская суббота. В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего…

  • Метаморфозы марта. 05.03.21.

    Утром проснулась – погода солнечная, небо чистое и голубое, ноль градусов. Весна! Сугробы заметно осели и скоро совсем растают, надеюсь на это. И…

  • Погода 13 февраля 2021 года.

    Снег начался позавчера ночью и продолжал идти весь следующий день, и сегодня идёт весь день. То крупный, то мелкий, то с ветром, а то плавный и…