Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

О фильме режиссёра Учителя "Дневник его жены", (2000 г.)

Помню, как мне нравилась дружба Чехова и Бунина! Два интеллигентных, умных, понимающих друг друга человека ... их объединяло родство душ, и им было о чём беседовать.
Бунин в конце жизни писал большую книгу о Чехове, не закончил, но воспоминания о нём оставил, очень интересные воспоминания. Читая их, я живо представляла себе Чехова и самого Бунина. И это представление было самое положительное.

Когда я смотрела фильм Алексея Учителя "Дневник его жены" (2000), то Бунина там не увидела, хотя он был главным героем. Наверное, я смотрела на него глазами Чехова, поэтому не увидела того, что ценил в Бунине Антон Павлович: бунинской интеллигентности, мягкости, открытости, большого русского сердца ..., вместо этого в фильме был незнакомец, откликающийся на фамилию Бунин.

Нет, актёр Андрей Смирнов очень значительный актёр, но я не соединила их вместе - Бунина и Смирнова. Они так и шли по фильму рядом, не сливаясь, Бунин и Смирнов, Смирнов и Бунин, как две параллельные прямые. Поэтому всё, что происходило в фильме, воспринималось мной отстранённо.

Фильм внешне очень красивый, море, пальмы, пляж, дом, скрипучие ступени, романтичный вид из окон, чаепитие на террасе, привлекательные женщины ... всё вроде правильно и в то же время нереально.

Непонятно, зачем включили в фильм сцену в поезде, когда немецкие таможенники унижают Бунина, заставляя его раздеваться до белья. Что создатели фильма хотели этим сказать? Наверное, только то, что сценаристка Дуня Смирнова читала воспоминания З.А. Шаховской? Бурные аплодисменты ей за внимание к деталям биографии Бунина, только считаю, что в сюжете фильма этот неприятный эпизод лишний.

А-аааа, пардон, я забыла, это же дневник ЕГО жены, а жена не преминула увековечить в дневнике этот "исключительный по важности" момент в жизни мужа!

Зинаида Шаховская, дружившая с Буниным, вспоминала: "его "притрёпывание", типично русское, принималось мной за некую игру, дань вежливости <…>, так молодость пробует свои силы, а старость хочет показать, что в ней задержалась юность".
Бунин в изображении актёра Смирнова уж очень активно показывал свою "задержавшуюся юность".

Бунин.jpg
Иван Бунин (Андрей Смирнов) и его любимые женщины.


Понятно, задача фильма показать "живого" Бунина со всеми его достоинствами и недостатками, но упор в фильме почему-то делается только на недостатки (любимая фишка режиссёра Учителя). Один из современников Бунина говорил, что "дворянское уживалось в нём с простонародьем, но это неудивительно – помещикам "мужицкое" ближе "интеллигентского".

Андрей Смирнов показывал в своём герое именно это мужицкое, даже вкладывал в речь Бунина матерные словечки, но эта преувеличенная "приближенность к простонародью" меня-то никак не сближала с героем фильма, а, наоборот, коробила и вызывала неприятие.

Во мне крутилось станиславское "не верю!" Понимаю, актёры должны играть достоверно, но - играть, а не переигрывать! На мой взгляд, Андрей Смирнов настолько ушёл в образ, что показывал уже не своего героя, а самого себя. Простонародье киношного Бунина перекрывало его интеллигентность и выпускало наружу неуправляемые инстинкты.

Бунин жил в эпоху, когда вопросы нравственности были размыты, и считалось вполне нормальным жить "на троих", женщины мирились со своим двойственным положением и, как женщины в гареме, не перечили. А мужчины на полном серьёзе заявляли: "не мы блудим, природа требует!"

Писатели вообще натуры тонкие, загадочные, творческие, им блудить раздваиваться и растраиваться (от слова "три") проще. Одной своей половиной (верхней) они воспевают высокие отношения, другой (нижней) предаются низменным чувствам.

Вот этот контраст между чуткой душой реального Бунина и аморальным поведением Бунина в фильме показан впечатляюще и правдоподобно. Но в фильм включены и лесбийские отношения Гали и Марго, только зачем зрителю эта "клубничка"? Эта подробность к образу Бунина ничего не добавляет, как и эпизод с досмотром в поезде.

Для чего вообще создан этот фильм? Зачем уничтожать положительный образ писателя Ивана Алексеевича Бунина подробностями его личной жизни последних лет? Бунин принадлежал к эпохе Чехова, времени честных и порядочных людей, а Бунин в фильме - безнравственный, истеричный дядька, запутавшийся в своих женщинах. Не надо бы этого.

Сценарий написала Авдотья Смирнова. Я допускаю, что для создания сценария можно использовать компиляцию фактов из воспоминаний, дневников, биографических данных, и взять готовые фразы из произведений, но это заимствование должно быть изящным, артистичным и правдоподобным, ведь Бунин не мужик от сохи, он дворянин, человек образованный, талантливый писатель, даже Чехов с ним дружил, и Чехов нутром чувствовал пошлость в человеке.

Иван Алексеевич в воспоминаниях писал, что Чехов "действительно радовался всякому таланту, и не мог не радоваться: слово "бездарность" было, кажется, высшей бранью в его устах".

Интересно, назвал бы Бунин фильм Учителя (и сценарий Смирновой) бездарностью? Красивой, замаскированной под хорошее кино бездарностью? Думаю, скорее всего, нет. Пожалел бы актёров в фильме - они сыграли хорошо и только из-за их игры можно досмотреть фильм до конца. Но не из-за Бунина. Его там не было.

Вот, нашла фотографию Бунина среди товарищей (ниже) по литературному кружку. Она не в тему вышенаписанного, просто мне интересно посмотреть на людей, которые окружали Бунина в жизни. Ивану Алексеевичу на фотографии 32 года - молодой, красивый, талантливый, будущий нобелевский лауреат. Смотрю на фотографию и не верю, что этого симпатичного человека покажут в фильме 80-летним стариком, запутавшимся, как гимназист-переросток, в амурных делишках.

А вот пример того, как киношный Бунин относился к своим женщинам. Когда он притащил в дом беспризорную собаку, на вопрос: "зачем?" ответил: "Ничего, одной сучкой будет больше!"

Неужели есть зрители, которые считают, что фильм Учителя о высоких отношениях, о чистой любви, о трепетной душе писателя Бунина даже в преклонном возрасте? Ой, не смешите мои тапки.

Кстати, за исполнение роли Ивана Бунина в этом фильме Андрей Смирнов удостоен нескольких кинопремий:

Приз жюри имени В. Фрида — VI Международный Правозащитный Кинофестиваль "Сталкер" (2000);
Приз "за лучшую мужскую роль" — Минский международный кинофестиваль "Лістапад" (2000);
Приз "за лучшую мужскую роль" — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств "Ника" (2000);
Приз "за лучшую мужскую роль" — 7-й Гатчинский кинофестиваль "Литература и кино" (2001).

Согласна, Смирнов сыграл отлично и достоин наград" На фотографии он даже имеет сходство с Буниным.

Иван Бунин. 1920-е. Франция, Приморские Альпы, Грассе.
Иван Бунин с женой Верой в Грассе, приморские Альпы, Франция. 1920-е.


Тем, кто не хочет смотреть этот фильм, но хочет узнать подробности сюжета, рекомендую почитать вот этот обзор: описано очень детально и с зашибенным юмором.
Tags: актёры кино, байопик, брюзжание, иван бунин, кадры из кино, кинорежиссёры, мнение о кино, русские писатели, фильмы-драма, чехов, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments