Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О картине Репина и о Гоголе.

Николай Васильевич Гоголь сам по себе фигура загадочная и вызывает жгучий интерес и нескончаемые мнения. Особенно волнуют причины, по которым Гоголь сжёг свой колоссальный труд - 2-й том "Мёртвых душ". Высказывались различные предположения вплоть до абсурдных. Ближе всех к истинной причине подошли лишь два человека: художник Илья Репин и философ Даниил Андреев. Они оба - русские люди, а как не русским понять другого русского в его отчаянии и душевном опустошении?

Репин понял. Поэтому дал своей картине такое, на первый взгляд, парадоксальное название. Ведь Гоголь не просто сжёг рукопись, он сжёг самого себя, выжег себя окончательно и после этого уже не смог жить ни как писатель, ни как человек.
Это чутко понял Даниил Андреев и объяснил в своей книге "Роза мира" (кн.X. гл.2)

Цитата из книги.
"Задача, которую предчувствовал Пушкин, которую разрешил бы, вероятно, к концу своей жизни Лермонтов, встала перед Гоголем с исключительной жгучестью.

"Гоголь запостился...", "Гоголь замолился...", "Гоголь заблудился в мистицизме..." Как жалки эти, сто лет не сходящие со страниц нашей печати, пошлости.

Известна картина Репина: "Самосожжение Гоголя". В конце концов каждый зритель привносит в произведение живописи нечто своё, и доказать, что именно он видит в данной картине нечто такое, чего не видят другие, невозможно.

Среди профессионалов-живописцев эта картина Репина вызывает иной раз отзывы скорее скептические, а иногда даже возмущённые. Некоторые полагают, что тут налицо незаконное вторжение "литературы" в живопись.

Случается слышать и ещё более суровые оценки, усматривающие в этом произведен подмену духовной трагедии Гоголя какою-то чисто физиологической коллизией. Я ничего этого не вижу. Я вижу совсем другое. Я вижу, что ни один человек, о трагедии Гоголя высказывавший своё суждение, даже такой глубокий аналитик, как Мережковский, не был так проницателен и глубок, как недалёкий и обычно совсем не глубокий Репин.


Репин И.Е. "Самосожжение" Гоголя. 1909.


Когда, будучи свободным от профессиональных предубеждений, вглядываешься в эту картину, ощущаешь себя невольно втягиваемым в душевную пропасть сквозь последовательные психофизические слои.

Сначала видишь больного, полупомешанного, может быть, даже и совсем помешанного, изнемогающего в борьбе с каким-то, пожалуй, галлюцинаторным видением. При этом испытываешь смесь соболезнования и того бессознательного, невольного отталкивания, какое свойственно "психически нормальным" людям при соприкосновении с душевнобольным.

Но вот этот слой спадает, как шелуха; внезапно различаешь искажённое предсмертным томлением лицо человеческого существа, принёсшего и приносящего в жертву кому-то всё своё драгоценнейшее, всё, чем жил: заветнейшие помыслы, любимейшие творения, сокровеннейшие мечты, – весь смысл жизни.

В потухающих глазах, в искривлённых устах – ужас и отчаяние подлинного самосожжения. Ужас передаётся зрителю, смешивается с жалостью, и кажется, что такого накала чувств не сможет выдержать сердце. И тогда делается видным третий слой – не знаю, впрочем, последний ли.

Те же самые потухающие глаза, те же губы, сведённые то ли судорогой, то ли дикою, отчаянною улыбкой, начинают лучиться детскою, чистой, непоколебимой верой и той любовью, с какой припадает рыдающий ребёнок к коленям матери. "Я всё Тебе отдал, – прими меня, любимый Господи! Утешь, обойми!" – говорят очи умирающего.

И чудо художника в том, что уже в самой мольбе этих глаз заключён ответ, точно видят они уже Великую Заступницу, обнимающую и принимающую эту исстрадавшуюся душу в лоно любви.

Тот, кто пройдёт сквозь все эти слои поразительного репинского создания, не усомнится ещё и в другом, самом высоком, всё утешающем и оправдывающем: в том, что врата Синклита распахнулись перед Гоголем во всю ширь, как перед любимейшим из сынов его".


Вот так понял картину Репина русский философ, писатель и литературовед Даниил Андреев. Можно с ним согласиться и не согласиться. У всех своё понимание этого поступка. Есть версия, что Гоголь сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ" по ошибке вместо черновиков и, осознав содеянное, он впал в тяжёлое состояние духа, от которого не оправился до конца жизни. Другая распространённая причина: Гоголь находился в тяжелейшей депрессии, граничайшей с сумасшествием.

Рассказывали, что слуга Гоголя якобы противился сожжению бумаг и пытался вырвать их из рук хозяина. Этот момент и запечатлел Репин в своей картине, а необъяснимый с точки зрения здравого смысла поступок Гоголя Репин определил, как самосожжение и вывел в названии картины.

В сборнике своих публицистических статей Николай Васильевич объясняет свой странный поступок, из которого становится ясно, что он сознательно уничтожил своё сочинение:

"Затем сожжен второй том "Мертвых душ", что так было нужно. "Не оживет, аще не умрет", -- говорит апостол. Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Не легко было сжечь пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу. Но все было сожжено, и притом в ту минуту, когда, видя перед собою смерть, мне очень хотелось оставить после себя хоть что-нибудь, обо мне лучше напоминающее.
<....
Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержанье вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в каком еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным. Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу.
<...>
Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу. Создал меня Бог и не скрыл от меня назначенья моего. Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я. Дело мое - душа и прочное дело жизни.

А потому и образ действий моих должен быть прочен, и сочинять я должен прочно. Мне незачем торопиться; пусть их торопятся другие! Жгу, когда нужно жечь, и, верно, поступаю как нужно, потому что без молитвы не приступаю ни к чему.
<...>
Тот, Кто горем, недугами и препятствиями ускорил развитие сил и мыслей моих, без которых я бы и не замыслил своего труда, Кто выработал большую половину его в голове моей, Тот даст силу совершить и остальную - положить на бумагу.
<...>
Верю, что, если придет урочное время, в несколько недель совершится то, над чем провел пять болезненных лет".

Цитаты из: Н.В. Гоголь. "Выбранные места из переписки с друзьями". 1
846.

Объяснения объяснениями, но тот, для кого Гоголь родная душа, знает, почему писатель поступил так безжалостно по отношению к своему труду и к себе самому. Об этом знали Репин, Андреев и знаю я.
Tags: гоголь, описание картин, репин, русская живопись, русские художники, цитаты из книг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments