Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Матильда. 32 фу...эте.

Но что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король.
/Из песни/


Хоть Поклонская изо всех сил пиарила "Матильду", мне не очень хотелось смотреть это кино. Внутренний голос говорил, что будет обычное "много шума из ничего". И точно! Я увидела два больших "ничего": 1- ничего, что оскорбило бы чувства верующих, 2. - вообще ничего. Фильм – пустое место, дырка, цветная тень событий исторической давности.

Что можно написать о дырке от бублика? Дырка она и есть дырка, но всё же попробую.
Если бы я была сентиментальной любительницей мелодрам, то фильм мне понравился бы. Ах, любовь, любовь! Чего ради неё не сделаешь, особенно если любовь-страсть. На первый взгляд любят в "Матильде" страстно! Все мужчины, высокородные и не очень, влюблены в танцовщиц императорского Мариинского театра. Нет, открытого разврата в фильме нет, но есть отношение к балеринам, как, пардон, к жрицам любви из заведения на улице красных фонарей – приходи, выбирай любую, протеста не будет.
Самого балета в фильме нет, показаны лишь снующие туда-сюда группы девушек в бальных платьицах, да героиня, до крови истязающая себя фуэте. Она умеет крутиться только 16 раз, а ей позарез надо 32.

Уже минут через двадцать просмотра, я заскучала. Захотелось динамики и свежих событий, но на экране чередовалось одно и то же: главные герои спали (типа, любовь-морковь), бегали по дворцовым коридорам и лестницам, снова спали, целовались, обнимались и снова спали… Понимаю, как иначе показать "большую" любовь, которой нет?

Матильда (роль Михалины Ольшанской) – одна из многих красивых балерин в Мариинском балете, но в неё одну влюбляются сразу трое: цесаревич Николай, его кузен великий князь Андрей Владимирович и граф Воронцов.

Воронцов (Данила Козловский) выглядит, как башибузук с большой дороги. Или как Парфён Рогожин из "Идиота", только топора не хватает! Может, поэтому у Воронцова в фильме незавидная участь: его вешают, топят, пытают, а он всё терпит ради любви к Матильде: "Она всё равно будет моей".
Что это? Своеобразный посыл к зрителям, типа, эй, не спите, ждите, дальше будет интересней? Воронцова в конце концов взрывают, но интереснее фильм не становится.

Герой Воронцова абсолютно лишний. Если исключить эту роль из фильма, ничего не изменится. И пытающий его доктор Фишель тоже лишний. И великого князя Владимира Александровича (роль Виталия Коваленко) с любовными страстями к балерине Леньяни тоже можно убрать …

Убрать, исключить … а что тогда останется от фильма? Любовную линию Николая и Матильды и так растягивали на всё киношное время постельными сценами, в которых даже эротики не было – одна скука! Если из-за этих сцен Поклонская подняла бучу, то она просто ханжа.

Я оживлялась разглядыванием декораций, костюмов статистов - богато, ничего не скажешь! А ещё нравились интерьеры Петергофа, Екатерининского дворца, Мариинского и Большого театров, - я там бывала, и мне было интересно узнавать их на экране.

Сама Кшесинская своим поведением сначала напомнила мне Настасью Филипповну из "Идиота", такая же взбалмошная и своенравная. Но нет, не тянет Матильда на Настасью Филипповну. У той незаживающая душевная травма, а у этой что? Упрямство, выдаваемое за любовь? Или корыстное желание стать женой Николая, будущего императора?

Начальник сыскной полиции Власов (роль Виталия Кищенко) на пальцах объяснил непонятливой Матильде, где её место, и что она даже его может лишиться, если ослушается. Кстати, роль Власова тоже можно было бы без потерь выбросить из сюжета. Кищенко хорошо сыграл проницательного сыщика и бдительного охранника царской репутации, но его роль – та же дырка от бублика. Он предположил, что Воронцов и Кшесинская шпионы и террористы, ой, не смешите меня!

Вспоминаю строчку из рассказа Чехова ("Муж"): "Глядеть противно! <…>… ни кожи ни рожи, а также, поди ты, напудрилась, завилась, корсет надела" .
С "рожей" у Матильды всё в порядке – личико красивое, глаза, брови, носик - приятно смотреть. А с "кожей", конечно, промашка, но балеринам по статусу положено иметь фигуру, как сухая палка. И их грудь – не женская грудь, а лишь намёк на одну из женских прелестей.

На сцене у Матильды развязывается тесёмка и обнажается левая грудь, вернее тот самый намёк на грудь, но она продолжает танцевать. Зрители в зале, особенно мужская половина, приходят в сильное волнение, все вооружаются лорнетами, биноклями и смотрят, смотрят … И Николай тоже. Видимо, с этого момента в нём вспыхивает страсть к Матильде.

Вспоминаю пушкинскую строчку из "Евгения Онегина" о ножке балерины: "Она, пророчествуя взгляду неоценённую награду ...", там всего лишь ножка вызывает гамму чувств, а здесь целая грудь! Видимо, все части тела у балерин любовно-притягательны!

Кроме красивой внешности, я не заметила в Матильде других достоинств. Как балерина она никакая (в фильме, конечно), в ней нет (как и в Николае) того огня, который зовётся Любовью и ради которого идут на подвиг (и отказываются от трона). Их отношения внешне красивы, но лишены глубины и убедительности.

А вот невеста Николая немецкая принцесса Аликс (роль Луизы Вольфрам) – сильно напористая девушка. Давила на жениха, как хороший локомотив. Видимо, очень хотела стать "царицей-матушкой русского народа".

Александр III, показывая сыну портрет Кшесинской, сказал: "Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь настоящим. Таким, каким тебя задумал Господь". Сомнительный совет, если вспомнить, что сам Александр III женился по любви (на невесте своего брата), но, и это важно, его избранницей была не простолюдинка, а немецкая принцесса, и непонятно, с чего бы ему обращать внимание сына на низкородную балерину.

Эту сцену в вагоне поезда тоже можно убрать из фильма. Сын всё равно не внял намёку отца. У него на весах любовь и корона, и он ждёт, какая сторона перевесит. Жениться на женщине, которую он любит, значит, отказаться от трона. А этого Николай не хотел (хотя и жаловался, что не умеет быть царём). С одной стороны папа вроде одобрил, с другой - мама категорически против. Но отец умирает, а с ним и поддержка. А Николаю ... как говорится, "и хочется, и колется, да мама не велит."

Я женюсь, я женюсь, я женюсь - Луи сказал,
Но сбежались тут соседи-короли.


Мама Николая императрица Мария Фёдоровна (Ингеборге Дапкунайте) и его наставник обер-прокурор Победоносцев (Константин Желдин) давят на нерешительного наследника: "Ты имеешь право на всё, кроме любви".

Николай мечется между "незаконной" любовью и обязанностью жениться "по крови", даже роняет слёзы, но сочувствия не вызывает. Слабак! При коронации даже в обморок упал, увидев Матильду, "восставшую из пепла". Смешно, обморок, как у чувствительной институтки, - видимо, это показатель степени любви Николая к любимой Мале.

И под венец Луи пошел совсем с другой,
В роду у ней все были короли.
Но если б видел кто портрет принцессы той,
Не стал бы он завидовать Луи.


Николай женится на немецкой невесте. Поддался уговорам матери и чувству долга. Тем более, что он был уверен в гибели Матильды. Происки хитрого Власова увенчались успехом: преграда устранена, и дорога к престолу открыта.

А у меня опять вопрос: так из-за чего весь этот сыр-бор? И так было ясно, что с мадам Кшесинской у Николая ничего путного не выйдет. Может, их отношения тоже выбросить из фильма? А что тогда останется? Авария на железной дороге, дрожащий кулак Александра III, па-де-де Директора императорских театров (роль Евгения Миронова)? Больше и вспомнить нечего. Третье ничего. Не много ли для одного фильма?

В конце фильма Николай с женой Аликс в спальне, повторяет за ней слова молитвы о нерушимости любви и брака, она снимает с себя всякие панталоны и рубахи и шмыгает к нему, а он стоит, как послушный телок, готовый исполнить супружеский и государственный долг. Он уже и думать забыл о своей недавней возлюбленной Мале.

Фильм затянутый, с повторяющимися моментами любовных отношений, без динамики и глубины, не оставляющий в памяти никаких зацепок. Была интрижка цесаревича с балериной (обычное дело), а из неё выдумали большую якобы любовь.

Слабый фильм по слабому, даже сырому, сценарию (Александр Терехов). Если выбросить все длинноты и повторы, а вялотекущей любви Николая и Матильды дать для ускорения хорошего пинка, то экранного действительно действа останется минут на тридцать вместо тягомотных 109-ти. Стоило ли огород городить!

Ещё мне не понравилось, что на роль 28-ми летнего русского царя пригласили сорокалетнего немецкого актёра (Ларс Айдингер). Странно, что во всей России, где полно талантливой артистической молодёжи, не нашлось подходящей кандидатуры.

И ещё.
После коронации Николай приходит на Ходынское поле, где в давке за бесплатными подарками погибли тысячи людей. Он зажигает приготовленные для праздника фейерверки. Праздничные шутихи разлетаются по тёмному небу, освещая вереницу подвод с телами погибших и бегущих за ними сирот-детей. Император опускается на колени и истово молится.

Если создатели фильма хотели добавить к характеру Николая положительные качества, то просчитались, результат я увидела обратный.

И ещё мысль: сценарист Александр Терехов, похоже, впечатлился песней Аллы Пугачёвой "Всё могут короли" и, отталкиваясь от текста, состряпал сценарий. Делов-то: заменить имя Луи на Николай, и дело в шляпе!

Общий вывод: если есть время, которое не жаль потерять, то можно посмотреть, если нет, то и не надо.

Кто не смотрел "Матильду", может почитать вот этот подробный (покадрово) обзор о ней в об-ве "Кинопотрошителей": https://movie-rippers.livejournal.com/359166.html?view=7108094#t7108094
Tags: исторические фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В цветочном магазине по соседству.

    Сегодня пришлось пройти мимо цветочного магазина, о котором я писала здесь. Впечатление о том посещении (и об откликах комментаторов) у меня до сих…

  • О бесовском наваждении по пути в храм.

    Я знаю, что такое наваждение, но уточнила в толковом словаре: "наваждение (церк.-слав. "клевета") – это: 1. "непонятное явление, необъяснимый…

  • Диалог в цветочном магазине

    В доме, что по соседству, закрыли ресторан, и помещение стали переоборудовать под другое назначение. Я проходила мимо и видела сквозь широкие окна…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

Recent Posts from This Journal

  • В цветочном магазине по соседству.

    Сегодня пришлось пройти мимо цветочного магазина, о котором я писала здесь. Впечатление о том посещении (и об откликах комментаторов) у меня до сих…

  • О бесовском наваждении по пути в храм.

    Я знаю, что такое наваждение, но уточнила в толковом словаре: "наваждение (церк.-слав. "клевета") – это: 1. "непонятное явление, необъяснимый…

  • Диалог в цветочном магазине

    В доме, что по соседству, закрыли ресторан, и помещение стали переоборудовать под другое назначение. Я проходила мимо и видела сквозь широкие окна…