Кадр из фильма
Что хочу сказать. Вернее, повторить. Когда в ...надцатый раз читаешь одну и ту же вещь, то открываешь для себя то, о чём автор не сказал, но дал понять! К сожалению, это понимание не приходит с первого прочтения. Но классика на то и классика, что лишь со временем выдаёт заложенные в ней богатства.
В общем, я ещё раз прочла/посмотрела "Попрыгунью", и во мне включился протест. Я отказалась воспринимать "Попрыгунью" по схеме, предложенной школьной программой по литературе.
В рассказе вообще нет излюбленной советским образованием политической темы (Чехов не любил политику), нет борцов с царизмом и защитников угнетённого народа, а есть заурядная тема несовпадения двух живущих рядом людей. И эта тема главнее крепостничества и порабощения, хотя в рассказе идёт речь о свободе тела и духа.
Мой протест перерос в критический подход к содержанию рассказа, и, рассердившись на Дымова, я попробовала объяснить (сама себе), в чём его ошибки - не таким должен быть мужчина. Не об этом ли писал Омар Хайам?
Да, женщина похожа на вино, а где вино,
Там важно для мужчины знать чувство меры.
Не ищи причины в вине, коль пьян — виновно не оно.
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять способен смысл её великий лишь грамотный.
И не сердись на книгу, коль, неуч, не сумел её прочесть.
Я, хоть стараюсь придерживаться чеховского принципа о краткости и таланте, "разродилась" обширным многоголосием примерно страниц на семь. А так как в ЖЖ нет возможности помещать пространные, длинные записи, то я разместила свой новый, критичный взгляд на Дымова и Ольгу Ивановну на сайте "проза.ру".
Кому не лень, можно почитать здесь - https://www.proza.ru/2017/11/03/23