mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

О картине Поленова "Московский дворик".

Все образы светлы, и все неуловимы.
Знакомого куста тревожно ищет взор,
Подслушать хочется, как шепчет лист незримый
Студеный ключ ведет знакомый разговор;
Но смутно все... Душа безгрешный сон лелеет ...

/Из стихотворения Николая Огарёва о детстве/


Любой мой поход в Третьяковскую галерею заканчивается разглядыванием этой картины. Разглядываю, как в первый раз, и всякий раз отхожу от неё, как говорится "с чувством глубокого удовлетворения". ))) Поленов написал "Московский дворик" быстро, по следам своего первого впечатления, и не мусолил полотно многомесячным трудом, может, поэтому картина получилась со светлым настроением, которое передаётся всем зрителям, а мне особенно.


Поленов В.Д. Московский дворик. 1878. Холст, масло. 64,5х80,1. Государственная Третьяковская галерея.

Вероятно потому, что она напоминает мне картинку из детства. Картинка неясная, без мелких деталей, но дворик вспоминается пригорком с зелёной травой, золотой маковкой церкви Ивана-воина над крышами и обилием солнечного света. Похоже на картину Поленова, только мой дворик находился в районе Калужской площади, а поленовский - в районе нынешнего Нового Арбата.

Когда Василий Поленов переехал из Петербурга в Москву, то сразу стал искать жильё. Он ходил по улицам, присматриваясь к домам, и на одном из них увидел приколотую записку с предложением сдать жильё. Он так и написал в письме к родным: "Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть ..."

В этой квартире в угловом доме в центре Москвы близ Спаса на Песках Поленов поселился вместе со своим товарищем Р.Л.Левицким. С одной стороны дома был Дурновский переулок (ныне Композиторская улица), с другой - Трубниковский переулок. Этого двора и дома не стало ещё при жизни художника.

Воспоминание, что вызывает во мне картина, не ностальгическое. Во мне нет никакой тоски по месту, где прошло моё раннее детство, нет ни грусти, ни сожаления, моё воспоминание приятное, как приятно узнавание мест, в которых когда-то побывал. Только вместо кур, что гуляют в картине Поленова, в нашем дворе паслась корова - наверное, единственная и последняя корова в Москве )))) А в целом - всё, так: солнце, летняя городская идиллия и умиротворение.
Оно же и передаётся мне, когда смотрю на картину, в груди ощущаю тепло, словно солнышко нагрело.

Искушённые в красноречии искусствоведы всякому изображению находят патриотическо-возвышенное и общественно-политическое объяснение, особенно усердствуют они над шедеврами. Получается, что художник не может подчиниться порыву внезапного вдохновения и написать просто красивый вид, по их мнению художник пишет шедевры только тогда, когда наполнен патетическим и особенным состоянием, хотя особенное у художника уже есть - его талант!

Читаю в Википедии мнение искусствоведа Т. В. Юровой о картине "Московский дворик": "В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни ...".
Как-то даже неловко читать ...

Вглядываюсь в картину и ищу в ней место, куда художник " вложил ... силу любви к людям", и не могу найти. Я вижу будни московского дворика, наполненные поэтическим очарованием, вижу лирику июньского дня, яркие солнечные краски лета, вижу жизнь и ощущаю силу таланта художника ....

Когда Поленов выглянул в окно своего будущего жилища и увидел этот живописный двор, то решил зарисовать его: он готовился к передвижнической выставке и искал сюжет для картины. Он отметил этот момент в своих записках: " ... прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его".

Неправильную записку написал Поленов. Следуя смыслу слов искусствоведа Юровой, он должен был написать так: "Когда я увидел этот двор, во мне вдруг с силой вспыхнула любовь к людям, к жизни, и я был просто обязан выразить силу этой любви на холсте!"

Бывает, что художники создают картины, движимые именно чувством патриотизма, например, картины на исторические темы. Но какие высокие материи применил к своей картине Поленов? Если он хотел выразить свой Патриотизм и любовь к Жизни (специально пишу с прописной буквы), то нашёл бы тему более пафосную, нежели обычные задворки старой Москвы.

Представляя "Московский дворик" на выставку, Поленов писал Ивану Крамскому: "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета".

Вот! Василий Дмитриевич считал "Московский дворик" незначительной вещью, что, конечно, не так.
"Незначительная картинка" сразу значительно выросла в своей значительности (пардон, за тавтологию) ))) и во время выставки 1878 года привлекла всеобщее внимание. Имя художника стало широко известно, а картину тут же купил для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Сейчас она располагается среди других работ Поленова в зале № 35.

В Третьяковской галерее разрешено фотографировать, и всякий раз, когда я там бываю, фотографирую "Московский дворик". Зачем? Точно не скажу, но, может быть, потому, что хочется хоть таким образом задержать и унести с собой идущее от неё тепло и счастье простого бытия.


Поленов В.Д. "Московский дворик" в Третьяковской галерее
Tags: василий поленов, русская живопись, русские художники, третьяковская галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments