Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Две картины об Иисусе Христе.

Картина А.А.Иванова "Явление Христа" народу" и И.Н.Крамского "Христос в пустыне" настолько значительны, что о них (каждой из них) надо писать отдельно: об идее, сюжете, смысле и о самом Иисусе Христе. У меня о них собственное мнение, идущее против общепринятого мнения. Но об этом потом.

Сейчас хочу вспомнить о двух других картинах на тему Богочеловека Иисуса Христа, также находящихся в Третьяковской галерее. Мимо них нельзя проходить, не останавливаясь, потому что они выходят за рамки (не буквально, конечно) ))) вложенного в них авторами смысла и всякий раз направляют мысли в непривычную сторону. Возможно, так и должно быть по задумке художников? Или это бывает только у меня?

Иисус Христос пришёл в Гефсиманский сад с учениками "Петром и обоими сыновьями Зеведеевыми, начал скорбеть и тосковать".
Он сказал ученикам: "Душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною".
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты". (Мф. 37, 38).

Три раза молился Иисус Христос. Он предвидел, что ожидают Его в недалёком будущем смертные муки. Как Бог, он не боялся смерти, как Человек он хотел укрепиться духом в молитве к Богу-отцу. Известно, что Он без стона и содроганий перенёс истязания и принял мученическую смерть.

Перов В.Г. Христос в Гефсиманском саду.
Перов В.Г. Христос в Гефсиманском саду. 1878. Холст, масло. 151.5×238 см. Третьяковская галерея


Василий Перов изобразил в своей картине отчаяние человека, страдающего от недоведённого до конца дела. Многие не приняли Его Учения о спасении и продолжали пребывать в первородном грехе. Как человек, Иисус принимает решение ценой своей жизни пробить брешь в закостенелых, языческих душах соплеменников, ибо: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине".

Что вы зовёте Меня: Господи! Господи!
И не делаете того, что Я говорю?
Лк.6:46

Художник изобразил Иисуса Христа в минуту невыносимо трудной внутренней борьбы, после которой Иисус принял себя, как жертву для искупления грехов человеческих, и изменил суть молитвы: "Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя."

Недаром рядом с Его головой витает еле заметный золотистый, колючий венок мученика, который скоро водрузится на Его голову, а над Голгофой раздастся вопль: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15, 34)

Для названия картины Николай Николаевич Ге взял цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).
"Пилат сказал Ему: "Итак Ты Царь?"
Иисус отвечал: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего"
Пилат сказал Ему: "Что есть истина?"

И, не получив ответа, вышел. Ответа он не получил, потому что, не понял, что Иисус Христос сам был истина.

Ге Н.Н. Что есть истина.jpg
Ге Н.Н. Что есть истина?. Христос и Пилат. 1890. Холст, масло. 233×171 см. Третьяковская галерея


Павел Флоренский объяснял это место в Евангелии так:
"Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине её истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы римскому Прокуратору: "Я есть Истина". Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину…"

Интересно то, что чуткий, внимательный и набожный Павел Михайлович Третьяков не понял картину Ге и не купил её. Лев Толстой, бывший в контрах с религией, но очень почитавший Иисуса Христа, как Бога, прислал Третьякову разгневанное письмо:

"Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело".

Уважая мнение великого русского писателя, Третьяков приобрёл у художника картину, но долгое время не выставлял её. Глубоко верующий, он был несогласен с трактовкой художником образа Иисуса, которого тот изобразил в тени, незаметным и даже невзрачным. Это противоречило представлению о Боге, в которого веровали миллионы людей. А Пилат, который, "умыв руки", не спас Христа, наоборот, был освещён незаслуженными для него золотыми лучами солнца.

Вероятно, Третьяков полагал, что Истина должна сиять, а Ге считал, что истина не нуждается в подсветке, она и в тени, и во мраке остаётся сама собой.
Tags: василий перов, иисус христос, николай ге, описание картин, русская живопись, третьяковская галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments