Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной
/А.С.Пушкин "Евгений Онегин"/
В четверг я "слетала" в Третьяковку. Думала ненадолго, только ещё раз посмотреть Максимова, но пробыла в галерее полдня. Время шло незаметно, и только когда загудели ноги, поняла, что пора закругляться.
А как было хорошо! Народу поначалу было мало, я ходила из зала в зал не спеша, шла то вперёд, то обратно, снова вперёд, влекомая не нумерацией залов, а знакомыми сюжетами. Некоторые межзальные проходы были перегорожены верёвочками, приходилось возвращаться и искать другие пути, так что, в конце-концов, я стала двигаться, как молекула в "броуновском движении". )))
Фотоаппарат я забыла и фотографировала смартфоном. Когда он отяжелел от фотоулова, поняла, что и в самом деле надо уходить. К тому же пошёл наплыв посетителей: экскурсии школьников, студентов, иностранцы группками и в одиночку, туристы из городов и весей ... Ехала домой, рассматривала фотографии и ощущала себя переполненной впечатлениями. А ещё - полную духовную удовлетворённость. Давно не испытывала такой интеллектуальной сытости.
Фотографий я наснимала много, они, конечно, все для меня дороги, удачные и не очень. Разумеется, изображения, чисто сюжетные и "правильные", можно посмотреть в интернете, но для меня важно не изображение (я их практически знаю наизусть), а моё очередное посещение любимого музея. Я даже входные билеты не выбрасываю, иногда смотрю на дату и вспоминаю всё в мельчайших подробностях. Не знаю кому как, а мне это нужно.
В Инженерном корпусе проходит выставка Зинаиды Серебряковой. Она будет идти до конца июля, и я пообещала себе, что как только "разделаюсь" с намеченными посадками-пересадками на даче, обязательно схожу. Мне Серебрякова нравится. В Третьяковке хорошая коллекция её картин, но хочется посмотреть и те, что прибыли из других музеев.
Павел Михайлович по-прежнему невозмутимо стоит у входа в свою Галерею. Возле него фотографируются на память "москвичи и гости столицы". Помню, в одной из песен Окуджавы есть строчка "На фоне Пушкина снимается семейство", здесь тоже самое, только на фоне Третьякова.
Порадовало то, что в галерее появилось много школьников. Подумала, может, они таким образом отмечают последний звонок? Звучит невероятно и поэтому смешно, но любая причина посещения музея молодёжью меня всегда радует. Помню, в мой предпоследний приход в Третьяковку я познакомилась у картин Фёдора Васильева с тремя старшеклассниками из Обнинска. Слово за слово и разговорились. Двое из них вскоре отсеялись, а третий мальчик так и ходил со мной по залам, и мы прекрасно обменивались впечатлениями о картинах и художниках.
Обычно, поднявшись по лестнице, я сворачиваю направо, в первый зал и так далее. В этот раз я свернула налево, прошмыгнула мимо каких-то дореволюционных полотен и попала к Пушкину. Удивительно, но возле него никого не было. Подошла, поздоровалась ))) и сфотографировала ещё раз: на тыщу первую память! )))
И у портрета княгини Марии Васильевны Воронцовой тоже никого не было, что тоже удивительно! И я не преминула ещё раз сфотографировать картину (надо пользоваться моментом!). Обычно посетители подолгу стоят перед картиной и разглядывают великолепно нарисованное платье княгини. Иногда самые "продвинутые" вполголоса объясняют друг другу, что изображённая женщина и есть "та самая" возлюбленная Пушкина, но это не так. Многие путаются в Воронцовых: Александр Сергеевич был влюблён в Елизавету Ксаверьевну, которая была свекровью Марии Васильевны, изображённой на картине Зарянко в Третьяковке. К тому же, Мария Васильевна была княгиней, а Елизавета Ксаверьевна графиней.
К сожалению, портрета Елизаветы Ксаверьевны в Третьяковке нет, он есть в Эрмитаже и создан художником Джорджем Хейтером. А собиратель Третьяков отдавал предпочтение работам только русских художников.
В прошлый мой поход в Третьяковку Репина и Федотова не было (путешествовали по выставкам), теперь они вернулись в родные стены. Репин и Федотов мои любимые художники, я с удовольствием посмотрела их картины, хотя смотрительница в зале Репина сказала с видом знатока: "Не люблю я этого Репина!"
Ну, не любишь и не люби, а чего так свысока о нём отзываться? Сама, наверное, и каляку-маляку нарисовать не может, а туда же ... "не люблю". Да не люби, Репину всё равно. Да и мне тоже.
Портрет Мусоргского ... Где-то в 10-летнем возрасте я в первый раз увидела эту картину и не поверила, что она написана серьёзно. В моём понимании такие картины писать нельзя, вон он какой неухоженный, всклоченный, пухлый, как с перепоя ... а ещё известный композитор! Не картина, а насмешка! Я даже стеснялась на неё смотреть ...
Много позже я узнала историю создания портрета, и мне стало совестно перед Модестом Петровичем за свои мысли. Репин написал портрет Мусоргского быстро, всего за 4 сеанса, Стасов, узнав об этом, был потрясён мастерством художника. Все, кто знал Мусоргского, в один голос говорили, как достоверно Репин запечатлел в портрете весь трагизм жизненного пути композитора, который, к слову, умер через 10 дней после завершения портрета.
Мусоргский по жизни всегда был элегантным, аккуратным, следил за собой. Он занимался историей, философией, литературой, но его гений проявился в мощной, неподражаемой музыке. Алкоголизм всегда вызывается сбоем в нервной системе, а волю Мусоргского к жизни сломили жизненные трагедии: смерть матери, несчастная любовь, неприятие его музыки публикой, да и постоянное безденежье - бич многих талантливых русских людей.
Смотрю на школьников и радуюсь, лица у них заинтересованные, слушают внимательно, а самые любознательные даже задают вопросы. Надо бы мне подойти и послушать рассказ экскурсовода, но не подошла, сейчас жалею.
Павел Андреевич Федотов - славное имя в истории русской живописи. Его картины небольшие по размеру, их надо рассматривать с близкого расстояния, только тогда можно понять идею картины и восхититься уникальным мастерством художника. Помню из школьных лет, нам задали написать доклад о жизни и творчестве какого-нибудь русского художника. Многие ребята взяли Репина, Васнецова, Шишкина и др. живописцев-классиков. Я же не захотела знаменитых имён и выбрала неизвестного мне художника Федотова.
Учительница сразу обратила на это внимание и вызвала меня к доске читать доклад вслух. Доклад был длинный, и к концу чтения, когда читала о том, как художник в сумасшедшем доме бился головой о стены, обитые мягкими подушками, голос мой вдруг ослаб и пискнул. Учительница подумала, что я всхлипнула, расчувствовалась и поставила мне пятёрку с плюсом. Конечно, я и не думала всхлипывать, но тот момент послужил началом моей любви к творчеству Федотова. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! )))
В центре фотки три иностранца. Один из них (с бородой) всё время что-то эмоционально объяснял своим молчаливым спутникам, подкрепляя свою речь жестами. Мы этой троицей встречались в одних и тех же залах, похоже, ходили по одному маршруту ))) . Что дядька говорил, я не знаю, а хотелось бы узнать (не знаю французского), вдруг какую ересь рассказывает о наших картинах!
Это я про то, что однажды видела по телевизору репортаж о экскурсиях в Эрмитаже, которые самостоятельно организуют некоторые китайцы для своих сородичей-туристов. Не зная ни европейской, ни русской истории, несут им полную чушь, описывая сюжеты картин. Со знанием дела утверждают, например, что Екатерина II была женой Петра I, а Петра III убили в тюрьме под видом маленького Ивана Антоновича. Понимаю, что китайцам европейцы на одно лицо, но всё равно недопустимо перевирать чужую историю.
Вот эта скульптурка Ивана Ивановича Шишкина мне очень нравится. Всегда останавливаюсь перед ней и любуюсь. Шишкин в моём представлении (с подачи его внешности Крамским) - это сильно лохматый и бородатый мужик, а в скульптурном портрете он изображён ладненьким, аккуратненьким, волосы и борода приглажены и не торчат дыбом и в стороны.
Глупость, конечно ... повышенная лохматость не мешала живописному гению создавать шедевры, но мне всегда хочется, чтобы внутренняя красота человека гармонировала с внешней, и не только у Шишкина...
Скульптура создана Гинцбургом в 1892 году, а через шесть лет Иван Иванович Шишкин скончался - внезапно, сидя у мольберта перед начатой картиной.
В этот раз я очень внимательно разглядывала портрет В.И Даля. Перов, хоть и жанровый художник, но ещё и отличный портретист. Поразительно живо и выписаны глаза Даля - удивительно живые и бесконечно грустные ... Другой центр притяжения взгляда - руки. Глаза печальные, а руки пустые. А руки мог бы украшать перстень-талисман с изумрудом, который Пушкин подарил Далю перед смертью. Почему-то Даль позировал Перову без пушкинского подарка, хотя известно, что перстень долго хранился в семье Даля.
Обер А.А. (1843-1919). Лев. Бронза
Удивительное дело - все скульптурные композиции из металла в залах "отмечены" руками посетителей. То ли посетители верят в примету "потри и вернёшься", то ли руки чешутся что-нибудь потрогать! Вот, например, "Лев" скульптора Обера. Стоит у стенки в одном из залов и сияет носом, натёртым руками посетителей до золотого блеска.
Хорошо, что картины за стеклом, а то и их протёрли бы до дыр!
Чижов М.А. (1838-1916). Резвушка
Или вот эта скульптурная девушка ... Ступни у неё натёрты так интенсивно, как Золушка драила свои сковородки. Самой резвушке, по всему заметно, нравятся её "золотые" ножки, она любуется ими и радостно улыбается.
В одном из залов я обратила внимание, что небольшая скульптурка всадника в центре зала стоит нетронутая - вся чёрная, чугунная. А ведь у неё много мест, которые можно потереть - ноги, нос, шлем, голые коленки ...
Спросила у смотрительницы, почему посетители игнорируют эту очень подходящую для трения вещь? Она усмехнулась: "А ещё не успели. Только на прошлой неделе заново покрасили. Ничего-о, скоро опять заблестит!" И, что интересно, послала меня в зал, где стоит скульптура "Резвушки": "Посмотрите, что творят с музейными экспонатами эти невежественные посетители! Я вернулась, ещё раз посмотрела на резвушку и - сама потёрла ей мизинчик. )))
В зал к картине ИвАнова "Явление Христа народу" я не заходила. Посмотрела издалека. Люблю подолгу разглядывать эту картину, сидя напротив на банкетке, и уноситься мыслями на божественные темы, но - не в этот раз.
А вот у портрета автора картины ИвАнова Александра Андреевича я задержалась. Долго рассматривала его лицо. Такое лицо могло бы быть у Иисуса Христа перед началом его подвижнической деятельности! А может, многолетняя работа над божественной темой всё-таки оставила след на лице художника?
Это портрет матери автора "Явления...", Екатерины Ивановны, урождённой Демерт. Рисовал отец Александра Иванова - Андрей Иванович. Не зная биографию художника, трудно разобраться "кто есть кто". Сам Александр Андреевич, пережив в своей жизни две трагические любовные истории, так и не женился.
Ну, собственно, пока всё. Говорить, вспоминать и впечатляться живописью я могу бесконечно, тем более, что фоток и "букофф" к ним у меня много.