Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Распродажные картины Валентина Серова.

При последнем посещении Третьяковской галереи я с большим удовольствием увидела, что в свой зал вернулись произведения Валентина Серова. Вспомнилась выставка его картин в Третьяковке на Крымском валу. Тогда я больше внимания обращала на гостевые полотна, справедливо рассудив, что "свои" всегда смогу посмотреть. На выставке было выставлено 250 работ Серова, привезённые из музеев разных городов и стран: Русский Музей ("Портрет Иды Рубинштейн" и др.), ГМИИ им. А.С.Пушкина, Национальная галерея Армении из Еревана ("Портрет М.Н.Акимовой") , Национальный художественный музей Белоруссии из Минска (4 работы), парижский Музей Орсе (Портрет М.Я.Львовой"), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии из Копенгагена ("Портрет Александра III") и др.

Особый и повышенный интерес вызывали "гости" из 9-ти частных коллекций - когда ещё представится возможность их увидеть! Может быть, никогда!

Об этих картинах, которые греют сердце лишь своим владельцам, я всегда думаю грустно. Бедные, ими любуется лишь узкий круг лиц, и им никогда не выйти на просторы публичного обозрения! Эти частные владельцы видятся мне в образе жадного Кощея, который натурально чахнет над своим бесполезным златом!

Но, парадокс - я не против частной собственности, и сама с удовольствием держала бы коллекцию из любимых картин, принадлежащих только мне. Это особое чувство наслаждения, и я понимаю чувства владельцев личных коллекций! Но я за то, чтобы частники-коллекционеры время от времени выставляли свои шедевры на показ, от этого выиграли бы все - владельцы, зрители, устроители выставок и сами картины, ведь им наверняка хочется "на людей посмотреть и себя показать".

Валентин Серов создал много портретов на заказ и отдавал их по окончании работы заказчикам. Понимаю, что это справедливо, но несправедливо то, что картины после утраты владельца продаются наследниками в частные руки и уже никогда не возвращаются на родину.

Например, "Портрет М.Я.Львовой", написанный Серовым через семь лет после "Девушки, освещённой солнцем". Мария Яковлевна хотела завещать портрет Третьяковской галерее; она говорила, что не хочет, чтобы на неё смотрели чужие люди. После смерти Марии Яковлевны Третьяковская галерея обратилась к наследникам с предложением купить портрет (о дарении даже не мечтали), но сыновья подарили его парижскому музею д’Орсэ, который (огромное ему спасибо!) привёз портрет на выставку в Москве. Утешает то, что если портрет и не вернулся на родину, то, хотя бы, выставляется в д’Орсэ для посетителей, а не прячется в хранилище какого-нибудь частника.

Или замечательный портрет Прасковьи Мамонтовой; частные владельцы тоже (честь им и хвала!) согласились показать его на выставке, и посетители (и я в их числе) имели счастье увидеть этот шедевр в живую, а не на репродукциях.
Портрет Прасковьи Мамонтовой (1889 года) был продан 26 ноября 2012 года с аукциона Sotheby’s за $1,9 млн.

К началу 20 века Валентин Александрович Серов стал первым российским портретистом. Вся аристократия и даже императорская семья заказывали у него портреты. Поэтому можно понять желание адвоката Оскара Осиповича Грузенберга заказать у известного портретиста портрет себя самого с супругой. Серов очень не хотел принимать этот заказ (Грузенберги были ему не симпатичны), но согласился из-за денег: семейный бюджет требовал срочного пополнения.

Лёля, жена Серова, как-то сказала ему, что он "счастливый человек, потому что у него есть любимое дело жизни - живопись, ... он уважаем, всеми признан". Серов часто вспоминал слова жены и всякий раз мысленно возражал: "Да полно, Лёля, много ли счастья доставляют заказные работы?"
А позже, когда увидел в Венеции полотна Тициана и Веронезе, добавил: "Они были беззаботными, я хочу таким быть — беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное".

С портретом Грузенбергов отрадное не получалось. Серов жаловался Остроухову: "Застрял я тут в Сестрорецке с одним портретом, не выходит, проклятый".

Такие "проклятые" портреты Серов пренебрежительно называл "патретами". Из письма к жене о заказе Грузенбергов: "Патрет все-таки, хотя и грязен, но то, что я хотел изобразить, пожалуй, и изобразил – провинция, хутор чувствуется в ее лице и смехе".

Потрясающе откровенная характеристика Грузенбергов! Серов изобразил их такими сытыми жизнью, самовлюбленными, упоенными своим социальным положением, пышущими "хуторской" самозначительностью, что их фигуры даже не помещаются в границах картины. По меткому замечанию Грабаря, Серов "отмстил им портретом, чего, впрочем, они не уразумели".

Портрет хранился в семье Грузенбергов, но последняя владелица решила с ним расстаться, оценив свою собственность в $150-200 тысяч. На аукционе FAAM (Fine Art Auctions Miami) в Майами 6 декабря 2012 года портрет был продан за $4,6 млн.

***

TETLIN.jpg

Портрет Марии Цетлиной Серов написал в 1910 году, специально приехав на виллу Цетлиных в Биаррице. В первый раз Валентин Александрович увидел Марию в Париже в ресторане Прюнье на улице Дюфо. Она была в обществе будущего (второго) мужа и его родителей. В 1906 году Осип Сергеевич Цетлин, свёкр Марии, просил Серова написать групповой портрет его семьи и предлагал за портрет тройной гонорар. По неизвестной причине Серов не стал делать эту работу, и вот, спустя четыре года он увидел в ресторане Марию и очаровался её тонкой, изысканной красотой.

Мария Самойловна позже вспоминала: "Серов через метрдотеля попросил Цетлина переговорить с ним. Они подошли к свободному столику, и Серов, как потом уверял мой свекор, якобы сказал:
— Помните, господин Цетлин, вы имели для меня очень хорошее дело? А теперь я для вас имею такое же хорошее дело: дайте мне возможность нарисовать портрет дамы, которая сидит с вами, а я нарисую портрет жены, сына и вас без всякой платы".
Мария Самойловна говорила, что мужу тоже "очень хотелось, чтоб мой портрет был написан Серовым".

Над над портретом Серов работал тщательно и с воодушевлением в течение четырех–пяти недель. Прервался лишь на неделю для поездки в Испанию. Законченная работа понравилась всем - сразу и бесповоротно. Серов назначил за портрет высокую сумму, но заказчики заплатили, не раздумывая, (в отличие от торговавшихся Грузенбергов). Шедевр Серова долго хранился в семье Цетлиных. В 2003 году портрет привозили в Москву, где он выставлялся в Третьяковской галерее.

В 1959 году Мария Цетлин подарила уникальную художественную коллекцию картин городу Рамат-Ган в Израиле, предварительно обсудив своё решение со своими детьми. Дети, прямые наследники, одобрили благородную волю своей матери.

В 2014 году Музей русского искусства в Рамат-Гане продал портрет Марии Цетлиной с аукциона за $14,5 млн. (9,26 млн фунтов стерлингов). Покупатель портрета неизвестен, лот приобретен по телефону.

Интересен факт. Серов выставил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году три работы: Портрет Боткиной, "Девочку с персиками" и Портрет великого князя Павла Александровича. За эти картины он получил почетную медаль, но ни одна из них не была продана. Купили картины Леонида Пастернака, Константина Коровина, а Серова не купили. Не разглядели "Девочку с персиками"!!! П.М.Третьяков, увидев "Девочку с персиками", сказал: "Большая дорога лежит перед этим художником".

Большая дорога к Серову проложена лишь в России, а на той выставке 1900 года Серову не поступило ни одного заказа. Иноземцы не разглядели в Серове великого художника, но теперь, похоже, встрепенулись. Признание величия Серова, как художника, хорошо и в то же время плохо - современные Кощеи скупают шедевры и прячут их подвалах, как пленников. "Моё и ничьё больше" - серьёзная мотивация к захвату произведений искусства в личные коллекции. Большие деньги могут многое.

Известно, что уже шесть картин В.А.Серова раскуплено с аукционов за бешеные деньги. Все они поступили в частные коллекции.
Tags: валентин серов, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Из ч/б цветное? Нормально!

    Коммунисты подали в суд на "Россию" за "цветного Штирлица.... В газетах спорят, хорошо это или плохо.... Киношники или соглашаются, или не…

  • Хорошо забытое старое.

    Я сейчас посмотрела (пересмотрела) "Мы, нижеподписавшиеся..." замечательный фильм Татьяны Лиозновой. Выпущен в 1981 году, но смотрится с большим…

  • Лиознова: Исаев мне кажется плоским....

    Моя запись от 17 октября 2009 года По телевизору показывают молодого Штирлица... СМИ и Интернет пестрят обсуждениями этого этого сериала... У…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments