Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Выставка Laibach в Музее Гараж.

Это молодёжь интересуется музыкальными группами и коллективами, где много шума, грохота и маршеобразной музыки. И чтобы песни были ни на что не похожи. Это называется прорывом из застоявшейся культуры в новую, революционную. Группа музыкантов из словенского города Любляна отвечает всем этим требованиям. Она называется Лайбах (Laibach), так по-немецки звучит Любляна. Со стороны словенских музыкантов это название совсем не патриотично, да они и сами считают себя продуктом мировой культуры. От всех взяли понемножку, но больше всего - от немецких нациионалистов.

В Музее современного искусства Гараж, что в парке Горького, с сентября идёт выставка творчества группы Лайбах. Мне было интересно посмотреть, как можно наглядно устроить выставку МУЗЫКАЛЬНОЙ группы - это же не концерт устроить! Сходила, посмотрела. Общее впечатление: могла бы и не ходить. Из музыкальных инструментов, указывающих на принадлежность группы к музыке, лишь одна небольшая застеклённая витрина.

Но за каждой перегородкой выставлены телевизоры, в которых крутятся нон-стоп выступления Лайбах. Каждый телевизор орёт, пардон, свою песню, а в одном зале даже декламируется телевозвание типа лайбаховской конституции. Присмотрелась, прислушалась: где-то я такой "концерт" уже видела ... а-аа, вспомнила! Похоже на выступление Геббельса из кинохроники.

Участники группы выглядят очень милитаристски - и одежда, и позы, и знаки/эмблемы ... не фашистские, конечно, но похожие. И везде чёрный квадрат Малевича, образующий чёрный крест.
Читаю в Википедии: "Первый проект группы Лайбах "Красные районы"<...> был запрещён ещё до его открытия за "неправильное и безответственное" использование чёрных крестов Казимира Малевича."

Очень правильное слово - "безответственное"! Правильное, но не точное. Безобидный чёрный квадрат Малевича, сложенный Лайбахом пятикратно, выглядит на атрибутах группы, как свастика на мундирах гитлеровцев и не думаю, что это случайно. И их марши, топот сапог, бой барабанов, речёвки напоминают 1930-е годы, когда к власти пробивался Гитлер ...

Я поинтересовалась у знакомой молодёжи знают ли они группу Лайбах, оказывается, хорошо знают, слушают и даже напели мне по-немецки слова из их песен. Спрашиваю, а не видите вы сходства Лайбах с фашизмом, отвечают, да, есть в творчестве группы элементы милитаризма и тоталитаризма, но, в основном, Лайбах представляет музыкальный стиль индастриал.

Перевожу для себя "industrial" как "промышленный" и хочу знать, какое отношение промышленность имеет к музыке словенской группы. Википедия объясняет, что "индастриал" — это музыкальное направление, отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков".
О как! Объяснение вполне съедобное, оказывается, Лайбах - это всего лишь новаторско-экспериментальная группа с особой эстетикой, а не замаскированная пропаганда фашизма. Но всё равно не могу отделаться от ощущения, что меня дурят и водят за нос.

В отдельном зале было представлено NSK (Новое Словенское Искусство) - неформальная организация, созданная "Laibach" совместно с группой художников "Irwin" и театральной труппой "Scipion Nasice Sisters". Живопись Лайбах и Ирвин я смотрела под смешение звуков из разных выступлений группы, доносившихся из телевизоров. Живопись на бумаге шла вперемешку с натюрмортами из предметов обихода, чучел и всяких эмблем и знаков и совсем меня не впечатлила. Так и хотелось сказать, если вы, ребята, создаёте новое искусство, так придумайте действительно новое! А эти пришпиленные к рамам подушки, натюрморты с чучелами и эмблемы из дисковой пилы - ни уму, ни сердцу.

Творчество Лайбах с Ирвин я посмотрела, честно, кое-как, а на экспозицию сестёр Сципиан не осталось никаких сил.
Уходила с выставки под звуки "Life Is Life, вбитые в мою голову жутким голосом Милана Фраса.
У выхода спросила у дежурившей девушки-смотрителя, как она себя чувствует в этом рёве "промышленной" музыки? Она помедлила с ответом, а потом сказала: "Я привыкла".
Да-ааа, человек ко всему привыкает, даже к повышенным децибелам! А вот к замаскированному неофашизму привыкать нельзя!

И если кто-то мне скажет, что я ничего не понимаю в современном искусстве, то отвечу: то, что я видела и не искусство вовсе, а возможность открыто похулиганить на сценических площадках.
И я уверена, что участники виртуального государства NSK в глубине души всё равно лелеют старые традиции патриархального общества: семья, детишки, кружка пива в кругу соседей ...

Молодость легко бросает вызов обществу, но, взрослея, бузотёры от искусства успокаиваются и возвращаются к классическим ценностям. Так чего тогда изобретать велосипед?
Tags: выставка_Laibach, мои фото, музеи москвы
Subscribe

  • Айвазовский. Картина "Хаос. Сотворение мира".

    Картину "Хаос. Сотворение мира" Иван Константинович Айвазовский написал в 1841 году в Риме. Ввиду особых успехов в живописи Академия Художеств…

  • Шинель Башмачкина.

    Гоголевскую "Шинель" первый раз я прочла ещё в школе. Тогда она оставила во мне чувство пронзительной жалости к бедному Акакию Акакиевичу. Позже я…

  • Кинотрилогия о Гоголе. Конец.

    Наверное, надо всё же написать о третьем, заключительном фильме трилогии А. Цекало о Гоголе. Хотя, что писать, если я не досмотрела третью серию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments