Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О, как мучительно тобою счастлив я! О Наталье Гончаровой-Пушкиной-Ланской.

Просмотрела свою коллекцию живописных работ о Пушкине и задержалась на рисунке Репина. Я всегда его долго разглядываю и всякий раз мысли мои одинаковые: 1. этот рисунок препятствует моему желанию возвести Пушкина на пьедестал святого, 2. не даёт мне забыть, что гении в любой области такие же люди, как мы все, 3. рисунок создаёт мне настроение, одновременно и хорошее, и грустное.

Что на рисунке?
На рисунке Репин изобразил историю, которую однажды рассказал ему ученик Карла Брюллова Аполлон Мокрицкий, тот, кто нарисовал Пушкина на смертном одре.

Пушкин и Карл Брюллов дружили. Пушкин часто бывал у Брюллова в мастерской. Однажды, 25 января 1837 года (за четыре дня до своей гибели) в мастерскую заглянул Пушкин вместе с Жуковским. В это время там за мольбертом трудился Мокрицкий, который записал всё увиденное в своём дневнике.

Жуковский и Пушкин рассматривали акварельные рисунки Брюллова, любовались и восхищались ими, а когда Брюллов по¬казал им рисунок "Съезд на бал к австрий¬скому посланнику в Смирне", то приятели разразились смехом до слёз. Пушкину очень понравился тот рисунок, и он умолял Брюллова подарить его ему, даже бросился на колени, но Брюллов не отдал, потому что рисунок был предназначен другому человеку.

Чтобы Пушкин не расстраивался, обещал нарисовать ему другой. Мокрицкий был поражён поведением Пушкина и записал в дневнике: "такие люди, казалось мне, не становятся даром на колени перед равными себе. Это было ровно за четыре дня до смерти Пушкина".


И.Е.Репин. Пушкин у Карла Брюллова. 1912.
Бумага, акварель, белила, тушь
Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург


Репин – мой любимый художник. Я верю его таланту изображать людей с фотографической точностью, и если Репин изобразил Брюллова и Пушкина именно так (хотя лично с ними не встречался), что они такие и были.

Что обидно, так то, что Брюллов обещал Пушкину написать его портрет, но накануне дуэли Пушкина с Дантесом тяжело заболел, а когда выздоровел, то писать уже было некого. В связи с портретами, вспоминаю, как Пушкин несколько раз просил друга написать портрет Натальи Николаевны. Тот отказывался, то не хотел ехать в Петербург (не любил этот город), то устал, то болен, то хандрит.

Однажды Пушкин был в Москве и зашёл к Брюллову. Увидел его рисунки и подумал о жене: "У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера".
И далее: "Зазываю Брюллова к себе в Петербург, но он болен и хандрит".

Когда в 1836 году Брюллов приехал в Петербург, Пушкин, узнав о приезде, пришёл к нему и стал звать ужинать. Брюллов вспоминал: "Я был не в духе, не хотел идти и долго отнекивался, но он меня переупрямил и утащил с собой".
В доме все спали, Пушкин по очереди выносил детей из спальни и показывал другу. "Это не шло ему". Брюллову стало грустно, всё происходящее рисовало ему картину "натянутого семейного счастья".

Карл Брюллов так и не нарисовал ни Пушкина, ни его красавицу-жену.
Но портрет юной Натали всё же был нарисован. Из-за границы приехал брат Карла Брюллова Александр – архитектор, рисовальщик, портретист. Он-то и создал в конце 1831 в начале 1832-го портрет Натальи Николаевны. Жаль, что портрет написан акварелью, нежные краски со временем выцветают, и становится страшно, что портрет совсем поблекнет. И масляные работы со временем жухнут, что говорить об акварели!

Я видела этот портрет в Музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке, 12. Утешила себя тем, что если это оригинал, то современные учёные наверняка покрыли его каким-нибудь защитным лаком, чтобы он оставался первозданно свежим. Специально этот вопрос я не изучала, но хочу в это верить.

Конечно, интересно увидеть, как бы изобразил Наталью Николаевну великий Карл, но – чего нет, того нет. Это как раз тот момент, когда личные отрицательные черты характера Брюллова (лень, отговорки, недосуг, болезни, необязательность) нанесли большой урон национальной культуре.

Да Бог с ним, с Карлом! Александр Брюллов не отказался. Юное личико 18-19 летней Натальи, похоже, ещё не сформировалось, а такие лица трудно рисовать, но он справился, хотя, на мой взгляд, больше внимания художник уделил роскошному платью, чем лицу.


Брюллов А.П. Портрет Н.Н. Пушкиной. Акварель, 1831-32.


Я себе представляю, как юную Наташу одели, причесали, украсили и посадили позировать. Говорят, даже серьги для этого мероприятия Пушкин одолжил (у князя Мещёрского), потому что свои украшения были в закладе, так сильно хотел, чтобы его обожаемая жена стала ещё красивее!

Пушкин обожал этот портрет и часто целовал его. Помню, я вглядывалась в портрет, пытаясь увидеть следы поцелуев ))), но вряд ли бы их нашла: портрет был на расстоянии и отгорожен от посетителей музейной тесьмой, да и откуда следы - ведь не мокрыми же губами Александр Сергеевич к нему прикасался!

Акварель хранилась в семье Пушкиных, потом у старшей дочери Марии Александровны, позже его хранила старшая дочь Натальи Николаевны и Ланского - Александра Петровна, от неё портрет перешёл к её старшему сыну Петру Ивановичу, который в 1927 году передал его государству.

Жаль, что фотография в 1830-е годы делала только первые шаги. Ну что стоило Дагеру изобрести фотографию пораньше лет на 20! Тогда и в Россию она пришла бы при жизни Пушкина, и он смог бы вволю "нащёлкать" и любимую жену и свои селфи.

Наталье Николаевне удалось запечатлеть свой образ фотографически, и, к счастью, эти фотоснимки сохранились. Последний был сделан в 1863 году, ей шёл 52 год. Кстати, эти фотографии Наталье Николаевны не нравились.

Художник Поль Деларош воскликнул, увидев в 1838 году один из первых дагерротипов: "Живопись умерла с этого дня!" Э, нет, живопись никогда не умрёт. И живописные портреты Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской, созданные Гау, Райтом, Макаровым, будут всегда живы и интересны, потому что живопись и фотография отличаются, как земля и небо.

Наталья Николаевна хотела сделать подарок мужу Петру Петровичу – послать ему своё изображение на день рождения. Ланской тогда находился в Лифляндии. Она обратилась к Макарову, чтобы тот подретушировал одну из её фотографий, а Макаров возьми, да и уговори её на портрет. Наталья Николаевна согласилась, и за три дня работа была выполнена. Макаров сделал его бесплатно в знак уважения Петру Петровичу Ланскому.


Макаров И.К. Портрет Н.Н. Ланской. 1849. Картон, масло. 40,5×34 см
Музей-квартира А. С. Пушкина, С-Петербург


Портрет небольшой, на картоне, почти квадратный, Ланскому очень понравился, и Наталье Николаевне тоже. Она считала этот портрет самым лучшим своим изображением.
А я, когда смотрю на прекрасное лицо, на грустные глаза, на обнажённые плечи этой женщины на портрете, вспоминаю стихотворение, посвящённое Пушкиным Натали, осознаю, как они любили друг друга, и грустно-грустно становится от того, что жизнь и любовь Александра Сергеевича так внезапно и нелепо закончилась:

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,

Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом все боле, боле —
И делишь наконец мой пламень поневоле!
Tags: александр брюллов, карл брюллов, натали_гончарова_пушкина_ланская, пушкин, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments