Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Реабилитация Алёши Поповича.

Прочла замечательную книгу-исследование С.М.Сандомирского "Начало теории живописи" ... как обычно, с карандашом в руках, сделала многочисленные выписки. Задумалась, а правильно ли я рассматриваю картины? Я давно уже обратила внимание на то, как люди смотрят на картины: одни окинут взглядом, прочтут табличку и уходят, другие стоят подолгу, третьи, рассмотрев, уходят, но потом возвращаются и снова разглядывают ... видать, зацепило!

Но, даже долго рассматривая, можно не заметить некоторые детали. Картина, как книга, вроде бы прочёл от корки до корки, всё запомнил и составил мнение, а начинаешь перечитывать и замечаешь, что что-то упустил, не понял, не придал значения ... Особенно это касается классики.

С картинами так же. Сколько раз я разглядывала картину Виктора Васнецова "Богатыри", не упомню, и всякий раз делаю маленькое новое открытие.

VASNETOV.-BOGATYRI.jpg
В.М.Васнецов "Богатыри". 1881-1898
Холст, масло. ГТГ, Москва


Цитата из Сандомирского:
"При рассмотрении картин необходимо быть крайне внимательным, стремиться не упустить ни одной детали, ни самого маленького предмета, памятуя опыт рассмотрения литературного произведения: одно слово, одна фраза могли предопределить или повлиять на понимание произведения. А если невозможно рассмотреть предмет на картине в силу его малости или непонятности, то сказать себе об этом. А в оценке всей картины проявлять осторожность."

Моё знакомство с картиной "Богатыри" растянуто во времени: с детства и по сей день. Помню своё самое первое (детское) впечатление о картине - она меня ошеломила - огромная ( почти 3 метра на 4,5), живая, красочная иллюстрация к русским былинам! Главная фигура, Илья Муромец, просто подавлял своей мощью, я его таким себе и представляла - большим, сильным, похожим на артиста Бориса Андреева в фильме об Илье Муромце.

Добрыня Никитич меня тоже привлекал, но я к нему относилась настороженно: по фигуре он был субтильнее Ильи Муромца, а по лицу интеллигентнее, он не был похож на богатыря в моём представлении, в мультфильмах, поставленных по былинам, Добрыня был хоть помоложе Ильи, но тоже мощный - с тонкой талией и с широченными плечами, он вызывал уважение, и я верила, что это настоящий богатырь! Добрыня на картине был, на мой взгляд "менее" богатырь, но то, что он полуобнажил свой меч (готовый к бою), утешало, значит, если надо, не оплошает. )))

Что интересно, на Алёшу Поповича я совсем не обращала внимания: во-первых, молод (а богатыри в моём понимании такие не бывают), во-вторых, мне не нравилась его ухмылка (товарищи при важном деле, а ему весело!), в-третьих, и сидит он расслабленно, и смотрит рассеянно, и кольчуга у него бахромой украшена ..., и главное (исходя из первых трёх пунктов) - доверия не внушал.

Недавно я опять постояла перед этой картиной. Пробегая по ней глазами и держа в памяти советы Сандомирского, я вдруг обратила внимание на предмет за правой рукой Алёши Поповича - это были притороченные к седлу гусли! Вернее, их часть ... Я всегда воспринимала эту часть продолжением лошадиной попоны (бордового цвета) с золотистой бахромой, ан нет, это часть гуслей с колкАми для струн!

Моё безразличие к Алёше Поповичу пошатнулось. Подумалось - он музыкант, человек искусства, и в то же время воин, богатырь, патриот! Уважаю! )))

И почему я считала, что он ухмыляется, вовсе нет! Вид у него не легкомысленный, а вдумчивый, и взгляд сосредоточенный, и правая рука не безвольно висит, а сжимает стрелу, находясь в боевой готовности: появится вдруг вероломный нарушитель границ, вмиг пронзит его стрела из лука!

Что ещё положительного в Алёше Поповиче? То, что он защищает не только родные края, но и оберегает жизнь своих товарищей, потому что может уничтожить врагов на расстоянии, в то время как Илья и Добрыня (палица и меч), мастера ближнего боя! Тут же вспомнила, как мастерски стрелял из лука Леголас (Орландо Блум) в фильме "Властелин колец", провела параллель с Алёшей Поповичем, и на душе стало хорошо-хорошо! Молодец, Алёша Попович, замечательный богатырь! ))))

Мелочи, господа, иной раз говорят больше, чем то, что бросается в глаза сразу. У настоящих мастеров ничего не бывает случайным, если висит ружьё, то оно выстрелит, если висят за седлом гусли, то они обязательно заиграют. При праздновании Победы над врагом!

Вот какие мысли в этот раз вызвала картина "Три богатыря"!
Tags: описание картин, русская живопись, русские художники, третьяковская галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments