Когда я бываю в Третьяковской галерее, то всегда останавливаюсь у двух его картин - "Дети бегущие от грозы" и "В мастерской художника", они расположены рядом на одной стене. Картина "Дети, бегущие от грозы" моя любимая с детства, но сейчас я вспомнила о той, что что рядом. И не о Владимире, а о Константине, хотя о картинах Владимира Маковского тоже хочется поговорить.
Две картины рядом - "Дети, бегущие от грозы" и "В мастерской художника" в Третьяковской галерее
Моё фото
Константин Маковский был дорогим художником и за свои картины заламывал большую цену. Павел Михайлович Третьяков понимал живопись и знал цену деньгам. Картины Константина Маковского он не покупал, а если покупал, то долго обдумывал и торговался. Маковский продавал тому, кто больше платил, и Павел Михайлович даже упрекал его в непатриотизме.
Маковский написал больше тысячи картин на различные темы, но в Третьяковске их всего пять, остальные рассеялись по всему свету, особенно их много в США.
Третьяков приобрёл только четыре картины Маковского (картин Владимира больше), среди них замечательные "Дети, бегущие от грозы". А вот картину "В мастерской художника" Павел Михайлович не купил, потому что художник продал её любителю искусства по фамилии Кузнецов.
Позже картина попала в Государственный музейный фонд, в 1972 году после расформирования фонда поступила в Третьяковскую галерею и долгое время хранилась в запасниках.
Я не знаю, когда картину включили в постоянную экспозицию, в моём детстве её точно не было. Картина сейчас находится в Академическом зале.
Кстати, поясню, почему зал называется Академическим. Дело в том, что П.М. Третьяков отдавал предпочтение художникам-передвижникам, художникам-реалистам, но иногда приобретал произведения художников и других направлений, например, живопись художников-академистов (для себя я называю их "парадно-салонными").
После революции "парадную" живопись, как чуждую советской идеологии, изъяли из экспозиции и отправили в запасники. После ремонта и реконструкции Третьяковки ссыльные полотна вернули в зал, который обиходе музейных работников и завсегдатаев галереи стал называться Академическим.
Из академистов в Третьяковке находятся (называю некоторых популярных) Айвазовский, Якоби, Бронников, Семирадский, Верещагин, Сверчков, Маковский и др. В академическом зале я задерживаюсь по настроению и внутреннему посылу, а вот перед двумя вышеназванными картинами останавливаюсь всегда.
Маковский К.Е. Автопортрет. 1860. Дерево, масло.
Моё фото из Третьяковской галереи.
"В мастерской художника" - картина, богатая для просмотра. Куда ни кинешь взгляд, всюду торжество "барокко", как в картинах Рубенса. Художник изобразил собственную мастерскую в доме графа Мингдена на Дворцовой набережной в Петербурге. Он был богатым человеком и мог себе позволить жить в самом центре столицы.
В центре картины ребёнок, тянущийся тянется к яблоку. Это сын Константина Егоровича – Серёжа. Сергей Маковский вырос в красивого мужчину с элегантными усами, стал поэтом, писателем, критиком, искусствоведом, издателем ..., а на картине он ещё очаровательный мальчишечка!
Маковский К.Е. В мастерской художника. Картина на стене в Третьяковской галереи. Моё фото.
Обстановка мастерской шикарная, в неё великолепно вписывается собака на первом плане, люблю её разглядывать, этакая лохматая красотища, добрая и безобидная. Кажется спит, но я знаю, что она притворяется, чуть что с мальчиком – встрепенётся и защитит.))) Эта собака породы сенбернар жила в семье друзей художника, её специально приводили на сеанс, а потом уводили домой.
На картине Серёжа изображён в 4-х летнем возрасте. Сергей Маковский вспоминал, что в детстве его одевали по детской моде тех лет в платьица, как девочку, и что у него были светлые волосы, которые очень нравились его отцу. Константин Егорович сына рисовал охотно и часто, его изображения есть во многих картинах художника.
Маковский К.Е. В мастерской художника.1881. 2,12×1,55
Третьяковская Галерея.
Сергей сын второй жены Маковского – любимой Юлии. Когда они впервые встретились, ей было 16, ему 36.
Константин Маковский - человек большого таланта и мастерства. У него замечательные работы, жаль, что в Третьяковске их мало, Русском музее больше, целых 25.
Когда я приезжаю в Петербург, непременно захожу в Русский музей. Однажды, помню, разглядывая картины Константина Маковского в Русском музее, я спросила у смотрительницы зала что-то об одной из его картин, она обстоятельно ответила на мой вопрос, а потом посоветовала: "Вы поезжайте лучше в Москву, там Маковского много". ))) Думаю, смотрительница спутала Константина с Владимиром, картин Владимира Маковского в Третьяковке, действительно, больше.
А Константин, как настоящий художник мира, рассеян по многим странам. Он говорил о себе: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин".
Верно, на его картинах замечательные русские красавицы, они как из сказки, из былинных времён, даже не верится, что художник писал их с натуры. Думаю, из-за этой русской экзотики картины Константина Маковского так популярны за границей. Жаль, что в наших музеях картин этого чисто русского художника мало, но лично мне хватает: дети, бегущие от грозы и мальчик Серёжа с рыжей собакой – для меня олицетворение живописи Константина Маковского. Как говорится, мал золотник, да дорог. Дорог не по деньгам, а по сердцу.
Что ещё хочу сказать о картине"В мастерской художника"? Она помещена в шикарную раму. Эта рама сама по себе произведение искусства, этакий ренессанс, ею можно любоваться отдельно. Я бы её так и повесила на стену, отдельно от полотна, потому что к картине Маковского она не подходит.
Фрагмент шикарной рамы. Моё фото
Константин Маковский был утончённый эстет, он любил красивые вещи и изображал их на своих полотнах. Сергей Маковский вспоминал, что все мастерские отца (а тот переезжал с места на место) были увешаны картинами, дорогими тканями, было очень много дорогих фресок, антикварных предметов, оружия, восточных украшений, в больших вазах стояли букеты из кистей. На картине "В мастерской художника" как раз часть того интерьера. На мой взгляд, сюда больше подошла бы большая, массивная багетная рама, соответствующая стилю "барокко".
А эта изящная и нарядно-вычурная рама отвлекает меня от изображения.