Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

До Пушкина ещё далеко. Продолжаю читать "роман века".

Удивительное дело, сегодня проснулась с желанием поскорей начать читать книгу Кофырина дальше. Не потому, что понравилось, а потому, что стало жгуче интересно, куда автор заведёт своего героя, и какими путями подведёт его к Пушкину?

Начала читать, но уже после трёх страниц остановилась, переоценила свои возможности. Почувствовала, что дурею от пустого многословия.
Напоминаю: герой романа Н.Кофырина "Странник" Дмитрий Крестовский (видимо, от слова "крест") - бывший учитель правоведения, ныне праведный безработный. Ходит по улицам, ездит в троллейбусе, в метро, сидит в скверах на скамейке, общается с прохожими и размышляет ...блин, всё размышляет, размышляет, всё учит, учит, поучает, осуждает, насаждает, выворачивает себя наизнанку так, что потроха видны ...

"Откуда, откуда во мне эта неискоренимая потребность в смысле, словно без него жить невозможно? Разве дерево мучается такой проблемой. Но я же не дерево! В моей власти сделать многое.
Но что именно я должен сделать? А может быть, и не нужно ничего делать? Зачем? Для чего? Делать
что-либо, пытаться оставить после себя след имеет смысл, если жизнь не имеет конца. А если всё конечно, тогда зачем вообще жить? Ради детей? А если их нет?"

Кто-то из мудрецов (кажется, Аристотель) сказал, что люди делятся на два вида: на свиней, которые смотрят только вниз, и на тех, кто на небе видит звёзды. Дмитрий однозначно из первого вида. Он не видит звёзд, а видит перед собой только одну грязь. Вот он идёт по улице и обращает внимание лишь на негатив: на назойливую рекламу, обманщиков-продавцов, лохотронщиков, лотерейщиков с обещанием мгновенного счастья, равнодушных милиционеров, ожесточённых пассажиров в транспорте, бомжей в подворотнях, алкоголиков у магазинов, пьяных баб на улицах ...

Наблюдая эти задворки жизни, он привычно погружается в пучину отчаяния.
"Бездомный пес - вот я кто. Никто меня не любит. Никому не нужна моя любовь. Но без любви ... без любви я не ощущаю себя, не чувствую мир, словно у меня нет чувств. Никому я не нужен на этом свете. Никому!"

Так и хочется его спросить, ты же две страницы назад утверждал, что полон любви и желаешь ею поделиться с кем угодно... так где ж она, что ты жалуешься и страдаешь? Давай делись, или слова про любовь только слова? Кто сам никого не любит, того никто и не полюбит!

Как говорится, "на ловца и зверь бежит" или "кто ищет, тот всегда найдёт". "Войдя в вагон, Дмитрий столкнулся с резким запахом давно немытого человеческого тела. Он с удивлением увидел разбросанную пластиковую посуду и сидящего на полу человека. Тот был без ботинок, в одних носках, в руках держал пластиковую тарелку, что-то с неё слизывая. Закончив с едой, мужчина стал жестикулировать руками, давая понять, что глухонемой и просит подаяния."

Я постоянный пассажир московского метро, но ни разу не видела в вагонах подобного безобразия. Или такое свинство присуще только петербургскому метро? (Н.Кофырин петербуржец).

"Дмитрий сел рядом с парнем, читающим книгу. По привычке заглянув в текст, Дмитрий прочитал знакомые мысли.
- Истина не в книгах, а в сердце, - не удержался он. - Чтобы понять написанное, нужно заглянуть в себя самого, прочувствовать, только тогда поймёшь. Но не путём логических умозаключений, а через озарение, через откровение!
Парень ничего не сказал и вышел на остановке."

Ей-богу, и я бы вышла. Нельзя "делать добро", когда тебя не просят!!

Мне интересно узнать, что автор сотворит со своим героем дальше? Какой ещё более беспросветной покажет нашу "беспросветную" жизнь? Если и так всё черно, где автор возьмёт краску чернее чёрной?

"Проталкиваясь среди стоящих пассажиров, по вагону ползла молодая женщина с "ампутированной" ногой. За ней шёл ребёнок четырех лет с протянутой рукой и плакал."

Наверное, мне тоже надо было заплакать над судьбой этих несчастных, но от этой картины потянуло таким перебором, что мне хотелось уже не плакать, а смеяться.

Дмитрий вышел из вагона. На перроне "Мать отвязала "ампутированную" ногу, пересчитала мелочь, которую дали сыну, и стала его ругать. Ребёнок заплакал. Тогда мать с ненавистью ударила его по лицу. Мальчик заплакал ещё больше. К ним подошёл мужчина, отобрал у женщины деньги, пересчитал, и стал её ругать. Женщина привязала "ампутированную" ногу и поползла к подходящему поезду."

Мне стало интересно: автор кто? Садист или мазохист? Зачем он нагромождает страшилку за страшилкой? Чтобы я ужаснулась той среде, в которой живёт Дмитрий, и приняла какие-то меры? Но каждый видит то, что хочет видеть, значит, это Дмитрию необходимо копаться в бытовой грязи, а не мне, зачем автор зовёт меня в соучастники? Я вижу мир разноцветным и не хочу смотреть на него чёрно/белым зрением душевнобольного героя.
И ещё я подумала: а можно ли усомниться в таланте автора, даже если он член Союза писателей?

"Дмитрий и вошёл в вагон подошедшего поезда. Больные ноги ныли, и он присел на свободное место. Справа, забившись в угол и спрятав лицо в колени, сидела полуголая молодая женщина. Она была в одних капроновых колготках и в курточке на голое тело. Пассажиры с укором смотрели на неё и переглядывались."

На остановке: "В вагон вошёл мужчина с палочкой в руке и завёрнутыми по колено штанинами. Голени его были в кровоточащих язвах. Смотреть без содрогания было невозможно. Ничего не говоря, мужчина показывал табличку с надписью: "Подайте на операцию ног. Умираю."

Нет, это я умирала, но только от смеха. Не в фильм ли ужасов попал Дмитрий? Ведь всё хорошо в меру, но когда идёт такое нагромождение негатива, то хочется рыдать от смеха.

Далее по роману идёт примечательная сцена. Дмитрий присел на лавку (вышел из метро), и на колени к нему прыгнула бродячая кошка. "Она свернулась на коленях и заурчала. Приятно было её тепло. Он обнял кошку руками, защищая от холодного ветра, и она заглянула ему в глаза. В них он прочитал благодарность. Он был ей нужен! Нужен!"

Почему сцена примечательная? Потому что несколькими страницами ранее Дмитрий заходился истерикой в отношении сестринской кошки. "- Я задушу эту кошку! - прокричал Дмитрий, ощущая желание освободить себя от любви и терпения, чтобы избавиться от накопившейся и долго сдерживаемой злобы. - Обещаю, что задушу, если не уберёшь кошку из квартиры!
Сестра замахнулась, но Дмитрий смог увернуться от удара.
- Гадина! - закричал он в отчаянии. - Неблагодарная тварь! Я к тебе по-хорошему, с любовью, а ты..."

Вот таков он, новоявленный Божий человек со светлыми помыслами. Лицемер чистой воды. Когда ему надо, то "люблю, когда не надо - "убью".

У Дмитрия, оказывается аллергия на шерсть, кошек и собак он категорически избегал, а тут обнял беспризорную кошку, и - никакой астматической реакции. Фантастика или другая авторская неувязочка? Автор либо забыл про аллергию, либо уличная кошка была особенная.
Как и уличный пёс: "Дмитрий погладил пса. Тот тяжело вздохнул.
- Что, брат, тяжела жизнь?
Пёс заскулил и завилял хвостом.
- Я бы и рад взять тебя к себе, но прости, не могу - аллергия. Прости.
Пёс отвёл глаза. "Он всё понял".

Сидит он с кошкой на коленях, и к нему подсаживается женщина: "- Муж у меня сегодня умер. Повесился на работе, - сказала женщина отрешённо, и тяжело вздохнула. - Лежит сейчас где-то холодный..."

Далее целую страницу идут демагогические разговоры Дмитрия со встречаемыми прохожими.
Работы у него нет, жить негде, нет денег, а он, честный и стойкий в убеждениях, только раздаёт советы – как всем надо жить! Пришёл устраиваться на работу, не подошла, на другую, тоже не подошла, везде надо слушать начальника, а начальники обманщики, а с обманщиками ему не по пути.

И опять надоевшие стенания о "хорошем" себе и о "плохих" других. "Зачем жить, если изменить ничего невозможно? Мир по сути неизменен, и люди тоже. Они глупы и ленивы, думают исключительно о брюхе, подчиняясь заботам насыщения и опорожнения. Нет, животные лучше. Они хотя бы не мнят из себя совершенства творения, они смиренны и покорны, а главное в них отсутствует самодовольство."

В общем, все скоты, а он ангел.

Дмитрий встречает одноклассника, беседуют, тот рассказывает о себе, о работе, семье, даче/огороде. Дмитрий привычно осуждает его: "Он словно оправдывается семьёй и детьми, понимая, что большего сделать не может. Живёт без надежды, без веры, без мечты. А у меня есть мечта - вот что делает меня счастливым! Я сохранил аромат ожиданий юности, ощущение светлого будущего."

Знакомый ушёл, а Дм. по инерции продолжает размышлять: "В отличии от него, я ничего не хотел бы
менять в прожитом. Я счастливый человек! Я свободен!"
И тут же, вглядываясь в витринное зеркало магазина, противоречит себе: "Зеркало с укором смотрит на меня, молча наблюдая как старею я, как проходят глупо годы без любви, требуя осмыслить прожитые дни, задавая вечный я вечный мне всегда вопрос: для чего живу я, и зачем я рос? в чём предназначенье у моей судьбы? чем я наполняю годы, дни, часы? стану ли достоин счастья бытия, иль умру в запое, тем предав себя?"

Вот ведь как, сам не знает, как жить, а другим советует.
Если человек постоянно копошится в себе, задаёт бесконечные вопросы о смысле жизни, корит себя и осуждает других, одновременно считая, что он счастлив .... не пора ли ему наведаться к психиатру? Я прочла уже треть романа, но никакого действия, одни стенания и терзания ... может, бросить читать? А как же Пушкин?

Далее привожу ещё цитаты:
"Вновь раздался голос телеведущего.
- Вчера известный актёр, поссорившись с женой, выпрыгнул с восьмого этажа, прижав к себе годовалого сына. Мальчик чудом остался жив. Другая необычная новость: торнадо, налетевший на посёлок, убил родителей девочки, а её саму, трехлетнюю, поднял в воздух и неизвестно долго носил в воздухе, пока, наконец, не посадил в лужу с жидкой грязью. Благодаря именно этой
грязи девочка осталась цела и невредима."

Мне интересно, почему Дмитрий ещё жив? Почему автор не заставил его спрыгнуть с крыши, не засунул в торнадо, не потопил в реке или в болоте, не подставил под нож хулигана? Ведь его герою так тяжело жить среди этого негатива, и такой конец будет логичен!

Но впереди ещё 60 страниц, среди которых Пушкин, значит, надо продолжать чтение. Дмитрий, хоть и считает себя просветлённо-возвышенным, но рисует мир вокруг себя только чёрными красками. Боюсь, эта зараза переползёт и на страницы с Пушкиным ...

Но читаю дальше. Некоторые (на полстраницы) монологи просто пробегаю глазами, ничего нового, повтор сказанного. Похоже, что автор выставляет себя вторым Достоевским, но его герой не князь Мышкин, не Раскольников и даже не Парфён Рогожин ... он – никто. Во всяком случае ... пока "никто" ... (я же не дочитала до конца!).

А негатив всё ползёт не только в уши Дмитрия, но и в душу читателя:

"- Тридцатисемилетний мужчина застрелился из-за неразделённой любви к
своей одиннадцатилетней падчерице, - вмешался опять голос телеведущего."
...
"- Внимание! - раздался голос телеведущего. - Час назад двое мужчин,
облив себя бензином, осуществили на главной площади акт самосожжения."

Три страницы ... маловато, но больше не могу. Надо отдохнуть от утомительного самокопания героя и переключиться на позитив.
Выключаю книгу и думаю, а есть ли смельчаки-читатели, которые прочли эту книгу и им понравилось? Очень хотелось бы узнать, что именно им понравилось. Или ... рыбак рыбака видит издалека?
Tags: книги-демагогия, кофырин
Subscribe

  • С чего начинается красота?

    Этот салон красоты я уже видела и даже писала о нём здесь пять месяцев назад. Ещё тогда меня поразила непритязательная изысканность украшения входа…

  • Букет из бутонов.

    Привезла с дачи небольшую охапку розовых веточек с бутонами. Утром 9-го сентября срезала с роз взрослые цветы, а бутоны пожалела. Ночи холодные,…

  • Семья великого князя Павла в силуэте.

    Силуэт (от фр. silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов, разновидность графической техники (контур и заливка).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments