Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Мой визит в Музей Ахматовой в Фонтанном доме.

Я уже раньше писала, что фотоаппарат, с которым я ездила под Новый год в Питер, "заел" все фотографии, а их было больше пятисот. К счастью, некоторые удалось восстановить, например, сделанные в музее-квартире А.А.Ахматовой в Фонтанном доме. Не все и не очень качественно, но это лучше, чем ничего. Зато у меня появился стимул съездить в Петербург ещё раз и перефотографировать утраченное ))) делов-то! ))))

Музей находится в южном флигеле Дворца Б.П.Шереметева (Фонтанный дом, как называла его Ахматова), только вход во двор дома и в сам музей со стороны Литейного проспекта.
В дворовом скверике памятник Ахматовой и Мандельштаму - не получились, о чём я сожалею.

В Интернете можно найти фотки и получше, но для меня мои важнее, они хоть и не лучшего качества, но служат для меня памятью о местах, в которых я была лично, мне это дорого! Я рада, что хоть какие-то фотографии удалось вернуть к жизни, и на том спасибо! Вот сейчас смотрю на них и ... вспоминаю, как мы долго шли в этот музей: сначала по Фонтанке мимо красивой ограды Дворца Шереметева, потом свернули на Невский, далее прошли по Литейному и наконец-то шмыгнули в арку высокого дома, а там через скверик к двери в музей.

Музейные работники по возможности воссоздали интерьер квартиры, в котором могла жить Ахматова и семейство Пуниных. Но всё равно заметно, что это собрание случайных вещей, они были интересны мне всего лишь, как образцы обихода советских людей 20-30-х годов, но не ассоциировались конкретно с Анной Андреевной. Поэтому я воспринимала эту квартиру прежде всего, как пунинскую, а не ахматовскую.

К фотографиям я с удовольствием добавляю некоторые факты из жизни Анны Андреевны в Фонтанном доме. Фотографии с текстом не связаны, они просто для иллюстрации внутреннего убранства квартиры-музея.

Ахматова, расставшись сначала с Гумилёвым, а потом с Шилейко, сблизилась с Николаем Пуниным в начале 20-х годов. Пунин с семьёй в то время получил жилплощадь из четырёх комнат в квартире Фонтанного дома (бывший дворец Шереметевых). В квартире были ещё две комнаты с соседями, но так как квартира имела два выхода, то Пунины поставили между собой и соседями перегородку, получив таким образом отдельное жильё.

Музей расположен в квартире на третьем этаже, вроде и невысоко, но мне показалась, что поднималась я по лестницам достаточно долго. Сверху сфотографировала пролёты.

Лестница от квартиры Ахматовой. Вид сверху.
Вид на лестницу вниз от двери в музей.

Комнаты в квартире по архитектурной моде того времени расположены анфиладой, но так как в квартире проживало много народу, то анфиладные двери были закрыты, а вход/выход жильцов осуществлялся из каждой комнаты в коридор. Квартирный вопрос тогда стоял очень остро, бездомной Анне Андреевне деться было некуда, в этой квартире (скажу прямо, в неволе) она прожила целых 15 лет. Сначала с Пуниным в общей комнате, а потом в этой же квартире, но в отдельной комнате, когда разошлась с ним и получила прописку.

Вход в квартиру-музей А.А.Ахматовой
Вход в квартиру-музей Ахматовой. На табличке написано "Николай Николаевич Пунин".

Трудно назвать причину, по которой Анна Андреевна смогла связать свою жизнь с этим умным, одухотворённым, но тщеславным и слабодушным человеком. Нет, любовь, конечно, была, иначе они бы не сошлись, но что тогда ... неужели в их случае был прав Воланд, сказав, что все "обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их…"

Пунин был третьим (неофициальным) мужем Анны Андреевны. В квартире постоянно проживали - Пунин, Ахматова, первая жена Пунина Анна Евгеньевна Аренс и их общая (трёхлетняя на момент вселения Ахматовой в квартиру) дочь Ирина. Но они редко оставались в таком количестве: позже стал жить сын Ахматовой Лев Гумилёв, а в другое разное время в квартиру подселялись мачеха Пунина, отец его первой жены, её племянник, брат Пунина с женой и дочкой.

Музей Ахматовой. Кухня.
Кухня и коридор

В общем, квартира выглядела настоящей советской коммуналкой: общая кухня, раздельные столы, посуда, развешенное бельё, утварь и сезонные вещи в коридоре .... Анна Андреевна говорила: "Я пришла на день, на два, а осталась навсегда ..."

Интерьер в музее Ахматовой.
Часть кухни

Анна Андреевна не готовила еду, не любила, не умела, да и денег у неё не было. Готовила на всех и заправляла хозяйством Анна Евгеньевна, первая жена Пунина. В отличие от остальных домочадцев у неё была стабильная зарплата, и практически содержала всех она.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Кухонная утварь.
Кухонная посуда. Странно было смотреть на посуду, которой не касались руки Ахматовой

Анна Андреевна любила старинные петербургские дома, и квартира Пунина ей нравилась, но она чувствовала себя в ней неуютно, Анна Евгеньевна не обижала её и внешне относилась доброжелательно, но всё её поведение говорило о том, что она - хозяйка! Конечно, Анна Андреевна тяготилась своим положением, но Пунин не делал попыток что-то изменить, его устраивало такое положение вещей - есть жена для любви, есть жена для поддержания порядка, тем более что Ахматова присматривала за его дочерью ...

Интерьер музея-квартиры А.А.Ахматовой.
Сезонные вещи: лыжи, коньки, летние дачные кресла ...

Павел Лукницкий вспоминал: "Меня как-то пригласили к столу. Анна Евгеньевна сидела здесь же. Поздоровалась холодно. Сразу чувствовалось, что Пунин в доме не хозяин. А Ахматова тем более. Она вела себя как близкий друг дома, часто бывающая в нём, но отнюдь не как хозяйка".

Музей Ахматовой. Коридор.
Коридор с антресолями. Вид в один конец.

Музей-квартира А.А.Ахматовой.
Коридор с антресолями. Вид в другой конец.

Эта квартира ещё до революции была предназначена для жилья после свадьбы Марии Сергеевны Шереметевой с графом Александром Васильевичем Гудовичем. Всю эту огромную квартиру должны были занимать они двое, а советская система, занимаясь уплотнением, заселила туда кучу народа.

Музей А.А.Ахматовой. Фонтанный дом.
Складирование чемоданов. Чемоданы очень понравились! Наверное, именно такие мастерил Менделеев )))

По всему коридору под потолком понастроены антресоли для чемоданов, баулов и прочих картонок. И в у стенки гора чемоданов, словно жильцы квартиры заядлые путешественники. Думаю, большая часть чемоданов принадлежала Анне Андреевне, она, бездомная, часто переезжала с места на место, кочуя по Петербургу. Хотя ... какие вещи могут быть у странницы!

Выключатель с проводкой на стене музея Ахматовой
Наружная электропроводка. Я помню из детства, что и у нас такие были.

Несвободно жилось Анне Андреевне в этой квартире. Она жаловалась на Пунина своей многолетней подруге Лидии Корнеевне Чуковской: "Он всегда раздражён от безденежья. Анна Евгеньевна держит его в чёрном теле, это и понятно. Всегда злой, что слишком много людей приходит, много людей обедает. А это всё его родные, отец Анны Евгеньевны, её знакомые. Сегодня за столом произнёс такую фразу: "Масло только для Иры". Для его дочки. А рядом сидел мой Лёвушка. Он не знал, куда глаза девать, верно".
Кстати, интересна запись в воспоминаниях "После конца" Лидии Чуковской: "Анну Андреевну и Леву ссорила Ира".

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Закуток Лёвы Гумилёва.
Закуток Лёвы в коридоре

Сын Ахматовой и Гумилёва Лёва поселился в квартире в 1928 году. Шестнадцатилетнему подростку комнаты не нашлось, и Лёву "поселили" в коридоре.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Книги Лёвы Гумилёва.
Книги Лёвы Гумилёва на табуретке (вместо стола)

Фотокарточка Лёвы Гумилёва на стене коридора в музее Ахматовой
Фотокарточка Лёвы на стене его "местопребывания"

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Этажерка Лёвы Гумилёва.
На этажерке с книгами фотография Лёвы с родителями.

Любовный или какой другой, но треугольник всегда с острыми углами. На острые углы Пунина Ахматова натыкалась постоянно. Он, сам писавший стихи, ревновал Анну Андреевну к её таланту и славе, называл её "поэтом местного царскосельского значения". От ревности бывал бесцеремонен и даже груб.

В книге В.Недошивина "Прогулки по серебряному веку" приводится вот такой случай c Анной Андреевной и Пуниным: "С Замятиным и другими ходили куда-то", - рассказывала она. Пунин пришел и, не застав ее дома, ревнуя, побежал ее встречать. На Троицком мосту увидел всех. И Ахматову - под руку с Замятиным, писателем. "А Замятин был ни при чем, - говорила Ахматова, - решительно ни при чем!" Пунин подошел: "Анна Андреевна, мне нужно с вами поговорить!.." Замятин ретировался. В руках у Ахматовой был букет. Пунин выхватил его. Цветы полетели в воду... Когда они нагнали компанию, Ахматову спросили: "А где же ваш букет?" "Я, - вспоминала она, - приняла неприступный вид!.."

Музей Ахматовой в Фонтанном доме.  Уголок Анны Андреевны.
Уголок Анны Андреевны

В доме Пуниных Анна Андреевна жила как гостья, у неё было мало вещей, лишь диван и маленький столик. Остальным имуществом владел Пунин.
В разговоре с Чуковской, Ахматова признавалась: "Меня так тяготила вся обстановка. Я теперь поняла. Идеалом жены для Николая Николаевича всегда была Анна Евгеньевна. Она служит, получает четыреста рублей жалованья, отличная хозяйка. И меня он упорно укладывал в это прокрустово ложе, а я и не хозяйка, и без жалованья"

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Часть обстановки  общей комнаты Ахматовой и Пунина
Часть обстановки общей комнаты Ахматовой и Пунина.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Интерьер общей комнаты Ахматовой и Пунина
Зеркало в общей комнате Ахматовой и Пунина. На зеркале Пунин, увлекающийся фотоделом, высушивал фотографии. Поэтому оно всё в следах от фотобумаги и негативов.

Анна Андреевна не имела собственной комнаты, пока жила с Пуниным. Делила с ним общую комнату, зато он владел отдельным кабинетом. За всё время жизни с Пуниным Ахматова (поэтесса!) написала всего с десяток стихотворений ... Пунин работал за удобным столом, она, сидя в кресле, с листком на коленке, карандашом выводила бессмертные строчки ...

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Часть обстановки  общей комнаты Ахматовой и Пунина
Секретер в кабинете Пунина.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Личные вещи Анны Андреевны.
Личные вещи Ахматовой

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Кабинет Н.Н.Пунина
Кабинет Н.Н.Пунина

Пунин часто просил у Ахматовой помощи в переводах с французского, в этом он её ценил, но раздражался, когда заходила речь о поэтическом таланте Анны Андреевны. Он не мог признать, что Ахматова в поэзии стояла выше него. Лидия Чуковская (подруга Ахматовой) вспоминала: "Всякий раз, когда появлялся даже намёк на величие Ахматовой, Николай Николаевич нарочито сбивал тон, принижая её, вроде того: "Анечка, почистите селёдку!"

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Пальто Н.Н.Пунина.
Пальто Н.Н.Пунина.


Пальто Пунина висит на вешалке в прихожей напротив входной двери. Анна Андрееана сама определила для пальто постоянное место, когда Пунина арестовали, и не велела его трогать. До сих пор висит ... в память о владельце.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Вид из окна во двор
Вид из окна во двор Фонтанного дома. Вот здесь я слегка почувствовала присутствие А.А. Наверняка она выглядывала во двор из этого окна.

Где-то там в левой части от входа в музей возле фонтана стоит памятник - тонкий силуэт Анны Ахматовой, недалеко от неё другой памятник - профиль Осипа Мандельштама на плите ... Ближе к выходу из арки стоит тоненький мраморный столбик с изящной головкой Прасковьи Жемчуговой, возлюбленной и жены графа Николая Петровича Шереметева. Но это уже другая история.

И заключение.
Я давно мечтала посетить этот музей, и вот мечта сбылась, но я не могу сказать, что довольна. Я не почувствовала в атмосфере квартиры-музея дух самой Анны Андреевны. Устроители выставки, похоже сами это чувствовали, поэтому в дальней комнате соорудили "Белый зал" - что-то вроде виртуальной выставки о творчестве А.А.Ахматовой. Выставка впечатляюще оснащена компьютерными новоротами, управлять которыми было интересно, но ощущение присутствия Анны Андреевны Ахматовой я и там всё равно не ощутила.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме. Вход в Белый зал.
Вход в Белый зал

Не понимаю, зачем ободрали обои и оставили кирпичный свод, разве во времена проживания Ахматовой в этой квартире так было? Конечно, нет.
Выходит, что задумка музейщиков чересчур заумная ... лучшее всегда враг хорошего!
Tags: ахматова, мои фото, санкт-петербург
Subscribe

  • Отчего болеем?

    Это будет моя первая в наступившем году запись на тему здоровья. Хочу и дальше делиться собственным опытом в преодолении телесных недомоганий. А…

  • О раздельном питании.

    Однажды я задумалась о причинах болезней. Откуда они берутся, не с потолка же падают! И я, как человек, стремящийся "во всём дойти до самой сути",…

  • Продолжаю о здоровье. Грипп.

    Кто не верит, пусть проверит. Раньше люди узнавали новости из газет (выписывали или покупали), а теперь новости поступают из Интернета и, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Отчего болеем?

    Это будет моя первая в наступившем году запись на тему здоровья. Хочу и дальше делиться собственным опытом в преодолении телесных недомоганий. А…

  • О раздельном питании.

    Однажды я задумалась о причинах болезней. Откуда они берутся, не с потолка же падают! И я, как человек, стремящийся "во всём дойти до самой сути",…

  • Продолжаю о здоровье. Грипп.

    Кто не верит, пусть проверит. Раньше люди узнавали новости из газет (выписывали или покупали), а теперь новости поступают из Интернета и, в…