Музей находится в южном флигеле Дворца Б.П.Шереметева (Фонтанный дом, как называла его Ахматова), только вход во двор дома и в сам музей со стороны Литейного проспекта.
В дворовом скверике памятник Ахматовой и Мандельштаму - не получились, о чём я сожалею.
В Интернете можно найти фотки и получше, но для меня мои важнее, они хоть и не лучшего качества, но служат для меня памятью о местах, в которых я была лично, мне это дорого! Я рада, что хоть какие-то фотографии удалось вернуть к жизни, и на том спасибо! Вот сейчас смотрю на них и ... вспоминаю, как мы долго шли в этот музей: сначала по Фонтанке мимо красивой ограды Дворца Шереметева, потом свернули на Невский, далее прошли по Литейному и наконец-то шмыгнули в арку высокого дома, а там через скверик к двери в музей.
Музейные работники по возможности воссоздали интерьер квартиры, в котором могла жить Ахматова и семейство Пуниных. Но всё равно заметно, что это собрание случайных вещей, они были интересны мне всего лишь, как образцы обихода советских людей 20-30-х годов, но не ассоциировались конкретно с Анной Андреевной. Поэтому я воспринимала эту квартиру прежде всего, как пунинскую, а не ахматовскую.
К фотографиям (ниже) я с удовольствием добавляю некоторые факты из жизни Анны Андреевны в Фонтанном доме. Фотографии с текстом не связаны, они просто для иллюстрации внутреннего убранства квартиры-музея.

Приглашение в музей. Портрет А.А.Ахматовой у начала лестницы.
[ Далее фото и пояснения]
Анна Ахматова, расставшись сначала с Николаем Гумилёвым, а потом с Владимиром Шилейко, сблизилась с Николаем Пуниным в начале 20-х годов. Пунин с семьёй в то время получил жилплощадь из четырёх комнат в квартире Фонтанного дома (бывший дворец Шереметевых). В квартире были ещё две комнаты с соседями, но так как квартира имела два выхода, то Пунины поставили между собой и соседями перегородку, получив таким образом отдельное жильё.
Музей расположен в квартире на третьем этаже, вроде и невысоко, но мне показалась, что поднималась я по лестницам достаточно долго. Сверху сфотографировала пролёты.

Пролёты и марши лестниц.
Вид с 3-го этажа от двери квартиры
Комнаты в квартире по архитектурной моде того времени расположены анфиладой, но так как в квартире проживало много народу, то анфиладные двери были закрыты, а вход/выход жильцов осуществлялся из каждой комнаты в коридор. Квартирный вопрос тогда стоял очень остро, бездомной Анне Андреевне деться было некуда, в этой квартире (скажу прямо, в неволе) она прожила целых 15 лет. Сначала с Пуниным в общей комнате, а потом в этой же квартире, но в отдельной комнате, когда разошлась с ним и получила прописку.

Вход в квартиру-музей Ахматовой. На табличке написано "Николай Николаевич Пунин".
Трудно назвать причину, по которой Анна Андреевна смогла связать свою жизнь с этим умным, одухотворённым, но тщеславным и слабодушным человеком. Нет, любовь, конечно, была, иначе они бы не сошлись, но что тогда ... неужели в их случае был прав Воланд, сказав, что все "обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их…"
Пунин был третьим (неофициальным) мужем Анны Андреевны. В квартире постоянно проживали - Пунин, Ахматова, первая жена Пунина Анна Евгеньевна Аренс и их общая (трёхлетняя на момент вселения Ахматовой в квартиру) дочь Ирина. Но они редко оставались в таком количестве: позже стал жить сын Ахматовой Лев Гумилёв, а в другое разное время в квартиру подселялись мачеха Пунина, отец его первой жены, её племянник, брат Пунина с женой и дочкой.

Кухня и коридор
В общем, квартира выглядела настоящей советской коммуналкой: общая кухня, раздельные столы, посуда, развешенное бельё, утварь и сезонные вещи в коридоре .... Анна Андреевна говорила: "Я пришла на день, на два, а осталась навсегда ..."

Уголок кухни
Анна Андреевна не готовила еду, не любила, не умела, да и денег у неё не было. Готовила на всех и заправляла хозяйством Анна Евгеньевна, первая жена Пунина. В отличие от остальных домочадцев у неё была стабильная зарплата, и практически содержала всех она.

Кухонная утварь.
Странно было смотреть на посуду, которой не касались руки Ахматовой
Анна Андреевна любила старинные петербургские дома, и квартира Пунина ей нравилась, но она чувствовала себя в ней неуютно, Анна Евгеньевна не обижала её и внешне относилась доброжелательно, но всё её поведение говорило о том, что она - хозяйка! Конечно, Анна Андреевна тяготилась своим положением, но Пунин не делал попыток что-то изменить, его устраивало такое положение вещей - есть жена для любви, есть жена для поддержания порядка, тем более что Ахматова присматривала за его дочерью ...

Сезонные вещи в коридоре: лыжи, коньки, летние дачные кресла ...
Павел Лукницкий вспоминал: "Меня как-то пригласили к столу. Анна Евгеньевна сидела здесь же. Поздоровалась холодно. Сразу чувствовалось, что Пунин в доме не хозяин. А Ахматова тем более. Она вела себя как близкий друг дома, часто бывающая в нём, но отнюдь не как хозяйка".

Коридор с антресолями. Вид в один конец.

Коридор с антресолями. Вид в другой конец.
Эта квартира ещё до революции была предназначена для жилья после свадьбы Марии Сергеевны Шереметевой с графом Александром Васильевичем Гудовичем. Всю эту огромную квартиру должны были занимать они двое, а советская система, занимаясь уплотнением, заселила туда кучу народа.

Складирование чемоданов. Чемоданы очень понравились! Наверное, именно такие мастерил Менделеев.
По всему коридору под потолком понастроены антресоли для чемоданов, баулов и прочих картонок. И в у стенки гора чемоданов, словно жильцы квартиры заядлые путешественники. Думаю, большая часть чемоданов принадлежала Анне Андреевне, она, бездомная, часто переезжала с места на место, кочуя по Петербургу. Хотя ... какие вещи могут быть у странницы!

Наружная электропроводка. Я помню из детства, что и у нас такие были.

Радиорепродуктор.
Несвободно жилось Анне Андреевне в этой квартире. Она жаловалась на Пунина своей многолетней подруге Лидии Корнеевне Чуковской: "Он всегда раздражён от безденежья. Анна Евгеньевна держит его в чёрном теле, это и понятно. Всегда злой, что слишком много людей приходит, много людей обедает. А это всё его родные, отец Анны Евгеньевны, её знакомые. Сегодня за столом произнёс такую фразу: "Масло только для Иры". Для его дочки. А рядом сидел мой Лёвушка. Он не знал, куда глаза девать, верно".
Кстати, интересна запись в воспоминаниях "После конца" Лидии Чуковской: "Анну Андреевну и Леву ссорила Ира".

Закуток Лёвы Гумилёва в коридоре
Сын Ахматовой и Гумилёва Лёва поселился в квартире в 1928 году. Шестнадцатилетнему подростку комнаты не нашлось, и Лёву "поселили" в коридоре.

Книги Лёвы Гумилёва на табуретке (вместо стола)

Фотокарточка Лёвы на стене его "местожительства"

На этажерке с книгами фотография Лёвы с родителями.
Любовный или какой другой, но треугольник всегда с острыми углами. На острые углы Пунина Ахматова натыкалась постоянно. Он, сам писавший стихи, ревновал Анну Андреевну к её таланту и славе, называл её "поэтом местного царскосельского значения". От ревности бывал бесцеремонен и даже груб.
В книге В.Недошивина "Прогулки по серебряному веку" приводится вот такой случай c Анной Андреевной и Пуниным: "С Замятиным и другими ходили куда-то", - рассказывала она. Пунин пришел и, не застав ее дома, ревнуя, побежал ее встречать. На Троицком мосту увидел всех. И Ахматову - под руку с Замятиным, писателем. "А Замятин был ни при чем, - говорила Ахматова, - решительно ни при чем!" Пунин подошел: "Анна Андреевна, мне нужно с вами поговорить!.." Замятин ретировался. В руках у Ахматовой был букет. Пунин выхватил его. Цветы полетели в воду... Когда они нагнали компанию, Ахматову спросили: "А где же ваш букет?" "Я, - вспоминала она, - приняла неприступный вид!.."

Кабинет Пунина

Рабочий стол Пунина
В доме Пуниных Анна Андреевна жила как гостья, у неё было мало вещей, лишь диван и маленький столик. Остальным имуществом владел Пунин.
В разговоре с Чуковской, Ахматова признавалась: "Меня так тяготила вся обстановка. Я теперь поняла. Идеалом жены для Николая Николаевича всегда была Анна Евгеньевна. Она служит, получает четыреста рублей жалованья, отличная хозяйка. И меня он упорно укладывал в это прокрустово ложе, а я и не хозяйка, и без жалованья".

Зеркало в общей комнате Ахматовой и Пунина. На зеркале Пунин, увлекающийся фотоделом, высушивал фотографии. Поэтому оно всё в следах от фотобумаги и негативов.

Уголок Анны Андреевны
Анна Андреевна не имела собственной комнаты, пока жила с Пуниным. Делила с ним общую комнату, зато он владел отдельным кабинетом. За всё время жизни с Пуниным Ахматова (поэтесса!) написала всего с десяток стихотворений ... Пунин работал за удобным столом, она, сидя в кресле, с листком на коленке, карандашом выводила бессмертные строчки ...

Секретер в комнате А.А., в которую она переехала после разрыва отношений с Пуниным.

Личные вещи Ахматовой
Пунин часто просил у Ахматовой помощи в переводах с французского, в этом он её ценил, но раздражался, когда заходила речь о поэтическом таланте Анны Андреевны. Он не мог признать, что Ахматова в поэзии стояла выше него. Лидия Чуковская (подруга Ахматовой) вспоминала: "Всякий раз, когда появлялся даже намёк на величие Ахматовой, Николай Николаевич нарочито сбивал тон, принижая её, вроде того: "Анечка, почистите селёдку!"

Пальто Н.Н.Пунина (sorry за нерезкость).
Пальто Пунина висит на вешалке в прихожей напротив входной двери. Анна Андреевна сама определила для пальто постоянное место, когда Пунина арестовали, и не велела его трогать. До сих пор висит ... в память о владельце.

Вид из окна во двор Фонтанного дома.
Вот здесь я слегка почувствовала присутствие А.А. Наверняка она выглядывала во двор из этого окна.
Где-то там во дворе возле фонтана стоит памятник - тонкий силуэт Анны Ахматовой, недалеко от неё другой памятник - профиль Осипа Мандельштама на плите ... Ближе к выходу из арки стоит тоненький мраморный столбик с изящной головкой Прасковьи Жемчуговой, возлюбленной и жены графа Николая Петровича Шереметева. Но это уже другая история.

Слои старых обоев.

Слои обоев на стенах.
Ободранные обои ... наверное, это нужно для того, чтобы помочь прочувствовать время, в котором жила Ахматова? Не знаю, может, и так!

Проход в Белый зал

Интерактивное оформление Белого зала.
Ниже примеры оформления Белого зала - фотографии на фоне поясняющего текста.

Фото Николая Гумилёва.

Фото А.А. Ахматовой

Табличка "Выход" и надпись "Служебное помещение".
Музейное пространство закончилось.
И заключение.
Я давно мечтала посетить этот музей, и вот мечта сбылась. И я мечтала увидеть не только место, где жила Анна Андреевна, но и почувствовать в атмосфере квартиры присутствие её самой. Пыталась, но не получилось.
Для погружения посетителей в мир Поэтессы в дальней комнате квартиры соорудили "Белый зал" - что-то вроде виртуальной выставки о творчестве А.А.Ахматовой. Выставка впечатляюще оснащена компьютерными наворотами, управлять которыми было интересно и познавательно, но ощущение присутствия самой Анны Андреевны Ахматовой так и не появилось. Сожалею об этом.