" ...Товарищ и друг В.В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины "Неравный брак" и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой."
Эта легенда жива до сих пор, и, наверное, каждый её вспоминает, когда смотрит на картину. В начале нашего века в Третьяковской галерее якобы обнаружились документы, в которых говорилось, что Пукирев изобразил на картине не себя, а своего друга, и что именно трагедия друга и его невесты послужила художнику поводом для написания картины.
Возможно, это так, тема интересная для исследования, но я сейчас о другом. Рассматривая картины, я всегда обращаю внимание на рамы, в которых картины "живут". В Третьяковской галерее все рамы на вид старинные, кое-где потёртые или тусклые, но равнозначно шикарные и богатые. Я интересовалась на этот счёт и узнала, что рамы к своим картинам подбирали и заказывали художники-авторы, а в некоторых случаях подбором рам занимался сам Павел Михайлович Третьяков.
У картины "Неравный брак" потрясающей красоты рама. Она не менее прекрасна, как и само изображение. Обращает на себя внимание украшение свадебного убора на невесте - это венок на голове и цветы на груди в виде броши. Эти украшения - цветы флёрдоранжа, апельсинового дерева. Флёрдоранж считался непременным свадебным атрибутом и символом девичьей невинности, чистоты и молодости.
Василий Владимирович Пукирев заказал раму для своей работы у мастера-рамочника Гребенского. Он предоставил мастеру эскиз, по которому тот должен был изготовить на раме орнамент в виде засохших стеблей и цветов флёрдоранжа, как символ загубленных девичьих надежд на счастье.
Мастер выполнил пожелание автора, и его рама была настолько великолепна, что П.М. Третьяков пришёл в восторг и с тех пор стал заказывать рамы для своей коллекции только у Гребенского.
Интересная подробность - создаётся впечатление, что орнамент на раме выполнен в технике резьбы по дереву, но в правом углу узор немного повреждён (картине полтораста лет!) и видно, что стебельки-цветочки-завитушки сделаны из крашеного под бронзу гипса на обычной деревянной рамочной основе.
В.В.Пукирев. Часть рамы картины "Неравный брак"