
Памятник основателю Галереи П.М.Третьякову
Я помню из детства, как по этой лестнице в Третьяковку поднимались и спускались толпы народа. И теснились в залах так, что трудно было подобраться к картине. Да и была Третьяковка раньше другая, с деревянными панелями, со скрипучими полами, этакого московского старомодного стиля ..., во всяком случае мне так вспоминается.

Центральная лестница к залам экспозиции.
Ходят люди в музеи, это очень отрадно. Ходят в одиночку, парами, группами, классами ... я всегда обращаю на это внимание и, честно, эти люди кажутся мне родными по чувству сопричастности к "чистому, вечному, настоящему". Пусть они просто посетители и ни о чём таком не думают, пусть они по-разному воспринимают картины и относятся к сюжетам не так, как я, но мне приятно думать, что в выставочных залах мы едины.



Я люблю приходить в Третьяковскую галерею в будни - в залах малолюдно, смотрители дремлют на своих стульях, люди неторопливо переходят от картины к картине, стоят, разглядывают, о чём-то думают, никто никому не мешает - глядите, глаза, впитывай и радуйся, душа, думай и рассуждай, голова - это же ле-по-та!
Иногда я подхожу к группе с экскурсоводом, слушаю, а вдруг что новенького узнаю! Я сама не включаюсь в экскурсии: всё, что рассказывают посетителям, я знаю - смотрела, читала, интересовалась. С детства мой любимый отдел в библиотеке - отдел 7А (книги по искусству). Читала запоем и запоминала, конечно. Я уже много лет не хожу в библиотеки, как-то незачем, своя библиотека приличная, да и Интернет есть с его интерактивными возможностями. А в крупных музеях (не знаю, как в мелких, не интересовалась) можно взять "аудиогид" и быть в курсе всех картин. Я не беру. Механический голос заученно объясняет то, что я и сама знаю, так что ни к чему.

Хожу по залам и благодарю про себя Павла Михайловича Третьякова - великое дело сделал этот человек! В его случае быть богатым очень знаменательно. Человек и хобби имел и душу от скверны очищал, ведь он не держал коллекцию картин взаперти, а разрешал просмотр всем желающим.
В Третьяковке очень чутко и тонко расставлены банкетки (диванчики). В больших залах они стоят для отдыха посетителей, но поставлены умно - поближе к большим картинам на православную тему. Сидишь отдыхаешь, а перед глазами богоугодные деяния, библейские темы или темы страдания и сострадания - всё то, что раздумьями о смысле изображений помогает очистить душу от тяжести материальных мыслей.

Антикварно-исторический диван под портретом князя Куракина
Интерьер залов Галереи украшают расставленные в углах скульптуры малого размера, крупные располагаются в середине зала или непосредственно у стен (если позволяет метраж).
Вот эту скульптуру Н.С.Пименова "Мальчик, просящий милостыню" я сфотографировала во всех ракурсах. Очень талантливо выполнена скульптура, но меня всегда волновал вопрос, почему мальчик без одежды? Каков замысел скульптора, показать линии детской фигуры, позу или совсем голым видом вызвать к мальчику сочувствие? Не, не знаю, а спросить не у кого, смотрители в залах недоумённо пожимают плечами, верно, им чудится в вопросе какой-то подвох )))
А платить 300 р. за аудиогид из-за одной скульптуры не хочется.

Пименов Н.С. Мальчик, просящий милостыню"
Непосредственно под развешанными картинами там-сям стоят стулья. Мне всегда хотелось на них посидеть для того, чтобы ощутить каковы они на предмет удобства. Но сидеть на реликтовых стульях нельзя, а чтобы никто в этом не усомнился, они перетянуты верёвочками.


Смотрители зорко следят (кто не спит) за порядком, и следят не столько за картинами, сколько за этой мебелью, правда, никто из посетителей на эти стулья не посягает, а картины (практически все) защищены стеклом, даже фотографировать мешают, бликуют. Вот, например, портрет Михаила Юрьевича работы художника Заболотского, я никак не могла найти место, чтобы сфоткать без бликов, со всех положений изображение было нечётким, даже моя рука с фотиком отразилась на стекле.

Заболотский П.Е. Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова
А в зале Брюллова его знаменитая "девушка-итальянка с гроздью винограда" вообще лежит в столике-витрине, в стекле которого отражается потолок.Жаль, что такую чудесную картину не повесили на стену, а поместили горизонтально в витрине, возможно, в целях безопасности, но это создаёт сложности при просмотре детально.

Брюллов К.П. Итальянский полдень.