mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Грибоедов, Лев Толстой, Некрасов ... а кто это?

В Третьяковской галерее со мной произошёл случай, не знаю, как определить: комичный или трагичный )))
Минуя несколько залов, я сразу прошла в зал Крамского. У картины "Христос в пустыне" никого не было, я уселась на диванчик и стала разглядывать картину. Через короткое время подошла группа посетителей с экскурсоводом и встала за моей спиной. Я оглянулась - подошла группа старшеклассников. Экскурсовод (похожая на актрису Лидию Сухаревскую) стала объяснять им особенности картины: когда и как нарисована, указала на слияние неба и земли, на каменистую почву, на одежду Иисуса, его обувь, руки, упомянула об игре светотени и прочих цветовых пятнах. Дети слушали молча, стояли смирно, вопросов не задавали.

DSC03818.jpg
И.Н.Крамской "Христос в пустыне"


Воодушевлённая их примерным поведением, (а, может, наоборот, смущённая) "Сухаревская" начала сама задавать им вопросы. Указав на портрет пейзажиста Шишкина, спросила: "Кто изображён на этом портрете?". Дети (а старшеклассники всё-таки дети) молчали. Она указала на портрет Грибоедова и задала тот же вопрос, ответа также не последовало. Показала на портрет Льва Толстого: "А это кто, знаете?" Не дождавшись ответа, сама же ответила: "Это Лев Николаевич Толстой".

DSC03824.jpg
Картины справа от "Христа в пустыне". Верхняя картина в середине - портрет И.И.Шишкина

Потом развернулась к другим портретам: "Ну этих-то людей вы, наверное, точно знаете. Кто наверху?" "Хм ...молчите? Это Тарас Шевченко". Указала на портрет Салтыкова-Щедрина, подождала пару секунд и, поняв, что дети не знают этого человека, сама же назвала фамилию.

Потом обратила внимание группы на картину с изображением Н.А.Некрасова (который в постели): "Этого писателя вы наверняка должны знать, поэму "Кому на Руси жить хорошо"читали? Кто написал?" Никакой реакции. "Это же Некрасов! Вы, что, Некрасова не изучали? Что вы по программе-то проходите?"

DSC03825.jpg
Картины слева от "Христа в пустыне"

Кто-то что-то невнятно сказал. Она с минуту соображала, скользя взглядом по школьникам, потом бросила взгляд на портрет актёра Василия Самойлова: "Ну этого вы и подавно не знаете!" И увела их в другой зал.

От "Христа в пустыне" я перешла в зал с "Явлением Христа народу". На диванчике цвета спелой малины было свободно местечко, и я села, чтобы смотреть на картину с удобством. Мне надо было разглядеть в ней некоторые детали, которые подтвердили бы мои мысли о смысле изображённого на полотне действия и убедиться (или усомниться) в их правильности.

Посидеть в созерцательном раздумьи мне не удалось - к картине подошла группа посетителей. Я посмотрела на них: ба-ааа, так это же мои знакомцы из зала Крамского! Та же экскурсовод стала просвещать школьников насчёт картины Иванова по привычной схеме: расположение фигур, одежда, пейзаж, выражение лиц, назвала по именам апостолов, указала на "ближайшего" и "дрожащих", на Иоанна Крестителя, сказала несколько слов об идущем Христе.

STARSEKLASNIKI-V-ZALE-IVANOVA.jpg
Старшеклассники перед картиной А.А.Иванова

Потом сказала: "Посмотрите на сидящего человека в центре картины, у него на шее верёвка, почему? Кто этот человек?" Обвела взглядом притихших щкольников, в ответ привычное молчание. Экскурсовод, как я поняла, любила задавать вопросы, вероятно, таким образом она запускала в посетителях мыслительный процесс. )))

Ребята почтительно молчали, и это, похоже, стало её раздражать. Она повторила вопрос уже несколько нервно: "Так на кого похож этот человек? Кто он по статусу положения в обществе?" Дети не знали что ответить на простой вопрос, а на усложнённый тем более, поэтому, услышав очередное нетерпеливое "Так кто же он?, я вдруг выпалила: "Он раб".

Все разом повернулись в мою сторону, и экскурсовод тоже. Вычислив меня в группе сидевших на банкетке, она сделала мне замечание, типа, не лезьте со своими подсказками во время моей работы с детьми!

Конечно, она была права, зря я не сдержалась и не дала ей ответить самой! Но уж очень не хотелось ещё раз услышать в её голосе чувство собственного превосходства над детьми-"незнайками"!

Я, разумеется, повинилась, объяснив, что слово вылетело из меня автоматически, и что я не хотела, что сожалею, что больше не буду, что я сейчас уйду и так далее. Экскурсовод удовлетворилась моим покаянием и продолжила своё насмерть заученное просвещение.

А мои мысли приняли другое направление. Жаль, что эти взрослые дети не знают в лицо наших классиков. Странно это. Смешно читать Задорнова, который на примерах из жизни показывает нашу безграмотную и НЕначитанную молодёжь, и ведь он прав! Мы, воспитанники советской системы образования, в сравнении с нынешними школьниками обладаем поистине академическими знаниями.

Конечно, важно знать о расположении фигур и цветовых пятен на картинах, но живописные приёмы говорят лишь о технике художника и степени его таланта. Третьяков обладал отменным вкусом, и в его галерее нет неталантливых картин. Но интересно, что привлекало внимание Павла Михайловича помимо живописных приёмов?

Думаю, экскурсоводам надо делать акцент на смысле изображений, то есть плавать не по поверхности изображения (светотени и прочее), а нырять глубже. Те же самые портреты в зале Крамского можно было преподнести школьникам иначе, способов много.

Я бы, например, начала с имени изображённого человека, и не спрашивала, как на допросе "кто это?" Мало кто признается, что не знает, и мало кто признается, что знает, а вдруг он ошибся, экскурсовод грубо поправит, а одноклассники засмеют (хоть и сами не знают), а если точно знает, то тоже промолчит (выскочек-хвастунов тоже не любят), так что во всех случаях лучше промолчать ...))) что они и делали.

Музей - это не телешоу "угадай мелодию" и не викторина. Люди зачем-то пришли в музей, значит, надо так их заинтересовать, чтобы они пришли ещё раз, и ещё ....

Взять, к примеру, того же Грибоедова, рассказать, что Крамской выдумал этот портрет, взяв за основу цветную акварель Петра Каратыгина. И что волосы Грибоедов зачёсывал гладко, а Крамской зачем-то взбил их в нелепый хохол.

Задача экскурсовода быть ещё и педагогом, вызвать интерес к картине, а потом уже рассказывать об её живописных тонкостях. Получился бы рассказ с впечатлением. А что дети извлекли из вопросов экскурсовода? Ничего, кроме подтверждения своей невежественности.

Рассказывая о "Явлении Христа народу" и заострив внимание детей на живописных подробностях, надо обязательно перейти к смыслу изображения. Если нет своего, предложить варианты знатоков-искусствоведов, дети сами выберут, сообразуясь с изображённым сюжетом. И

Помню, в моём школьном детстве нам объясняли именно смысл изображения, подводя к нему через особенности живописания. До сих пор помню натюрморт Хруцкого ... наш класс вели из зала одного художника к другому, а над проёмом двери (сейчас такого нет) висела эта картина.

Мы бы её проскочили, не заметив *высоко висела), но экскурсовод задержала нас и сказала: "Хруцкий Иван Фомич. Натюрморт. Посмотрите, с какой любовью выписаны фрукты, какой виноград, какие персики, смотрите, как вьётся кожурка от лимона, а сам лимон ...Он такой кислый! Вы чувствуете, какой кислый лимон?"

Мы переглянулись, наши губы сморщились, словно мы пожевали дольку лимона. Потом мы пошли дальше, а я до сих пор чувствую кислый вкус лимона, когда смотрю на тот натюрморт. И фамилию художника Хруцкого никогда не забуду! И ту женщину-экскурсовода, лица не помню, облика, голоса, но благодарно храню в сердце её образ!

DSC05970.jpg

Сегодня же в прекрасных залах у прекрасных картин идёт монотонный пересказ очевидного, без божеской искры в словах и в голосе. Это скучно. И я не уверена, что ребята вряд ли запомнят что-то интересное о картине, кроме её размеров и количества лет, затраченных художником на её написание.

Я не хочу сказать об экскурсоводах плохо, они все разные, есть увлечённые, есть равнодушные - кому как повезёт. Но боюсь, что те ребята вспомнят о посещении картинной галереи как о музейно-скучном и неинтересном мероприятии, не хотелось бы этого.
Tags: мои фото, третьяковская галерея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal