Посетителей в тот день было мало, и мне удалось не только подробно рассмотреть картину, но и посидеть перед ней (а такое в Третьяковке бывает очень редко).
Кстати, о фамилии художника ... кто-то из известных и авторитетных людей (сейчас не вспомню фамилию) сказал: "ИванОвых у нас много, а ИвАнов - один!"

Так вот, впервые я увидела картину ИвАнова Александра Андреевича ещё школьницей: у нашего класса была культурная экскурсия в Третьяковку. Картина тогда показалось мне громадных размеров, например, чтобы посмотреть на фигуру Христа, приходилось запрокидывать голову ...
Полотно немаленькое - семь с половиной метров по горизонтали и пять сорок по вертикали ... И в стороны от неё на боковых стенах многочисленные эскизы и этюды. Иванов писал своё детище всю жизнь, и некоторые этюды смотрятся вполне самостоятельными работами.
Пока я разглядывала картину, подошла группа старшеклассников, они встали поодаль от экскурсовода и стали слушать, сверяя её слова с главной картиной и с этюдными работами на стенах.

Мне тоже было интересно послушать. Экскурсовод рассказывала о картине обстоятельно: фигуры, имена, позы, пейзаж, обращала внимание ребят на цвет и свет, на тени и пятна, но об одной подробности не упомянула, а при внимательном разглядывании это бросается в глаза.
Я имею в виду левый нижний угол картины. Иванов много раз переписывал фигуры стоящих в воде старика и мальчика, об этом можно судить по сохранившимся красочным этюдам. Изначально художник изобразил двух мальчиков - одного (стоящего в воде) в красной одежде, другого (вылезающего из воды) - без одежды.
Удовлетворённый получившимся изображением, художник перенёс его с этюда на основное полотно. Позже фигуру мальчика в красной одежде Иванов переписал на фигуру старика в белом одеянии (видимо, посчитал старика более выразительным), а про его отражение в воде забыл, и оно осталось прежним (от мальчика в красной одежде).

Фрагмент картины "Явление Христа народу". Старик в белом, в отражении в красном