Этот роман я начала читать сразу и с удовольствием. С первых страниц и до середины книги чтение вызывало во мне ощущение внутренней радости - я нашла чтение по душе и вкусу!
Мне нравилось всё: тонкий английский юмор, обаяние Себастьяна, узнаваемая чисто английская манерность, времяпровождение оксфордского студенчества, пленяло описание природы, нравился стиль автора и прекрасный перевод с английского. И среди этого позитива было волнующее ожидание, что вот-вот я узнаю то главное и значительное, ради чего книга создавалась!
Но чтение перевалило за середину и стало приближаться к концу, а ничего значительного не происходило. И с момента, когда Райдер вернулся из двухгодичного путешествия по латинской Америке, моё восторженное чтение резко пошло на спад.
Появилось ощущение, что другую половину книги написал не Ивлин Во, а кто-то другой. Я даже посмотрела фамилию переводчика, не сменился ли? Нет, переводчик был тот же. Просто язык автора стал суше, события маловыразительны, а воспоминания Райдера потеряли романтический флёр ...
Читать стало скучно.
Я по инерции всё ждала, что сюжет вот-вот оживёт и интерес вернётся, но скука с каждой прочитанной страницей усиливалась. Показные отношения Чарльза с женой, пресные отношения с Джулией (выдаваемые за любовь), внутреннее (истинное) равнодушие Райдера ко всему вокруг (каков отец, таков и сын), малоинтересные действия других персонажей, вялотекущие разговоры о религии - вызывали во мне желание поскорее дочитать роман и забыть о нём.
Более или менее живо написаны страницы с участием лорда Марчмейна, вернувшегося в Брайдсхед доживать свои последние дни. Я думаю, что описание угасания жизни лорда символично подходит и ко всему семейству, и ко всей книге в целом. Она угасла, не разгоревшись.
Главный герой Чарльз Райдер – никакой. Хотя повествование велось от его лица, я не ощущала его присутствия, словно он был говорящим бестелесным духом. И мне приятно, что его попытки примазаться к старинному аристократическому роду (через Себастьяна, через Джулию, через дом), не увенчались успехом.
Джулия могла бы стать интересной, но её образ получился слабым и невыразительным ... как рисунок ученика.
Понравились Себастьян (в студентах) и Корделия (в детстве). Но больше всего мне понравился дом в Брайдсхеде.
Кстати, под заглавием "Возвращение в Брайсхед" автор даёт подзаголовок – "Священные и богохульные воспоминания пехотного капитана Чарльза Райдера". Если кто подумает, что воспоминания Райдера именно такие, тот сильно ошибётся.