mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Ван Гог. Жёлтый цвет смерти.

У меня есть замечательный альбом с прекрасными иллюстрациями живописных работ Винсента Ван Гога. Даже держание альбома в руках, не говоря о рассматривании картин, ощущается мной, как праздник. Я купила его давно в каком-то маленьком ярославском магазинчике, торгующем сувенирами для туристов, и с тех пор этот альбом стал значить для меня больше, чем воспоминание о своей первой поездке в Ярославль: он познакомил меня с личностью гениального художника и сблизил меня с его уникальным творчеством. Мне это очень ценно!

Смешно звучит, но я всякий раз наблюдаю парадокс - когда беру альбом в руки, то сначала испытываю испуг (что могла бы не иметь его), а уже потом радость от обладания этой замечательной вещью! С помощью альбома я знакома со всеми (в пределах альбома) произведениями Ван Гога. Иллюстрации настолько качественно выполнены, что, переворачивая тугие страницы, я даже слышу исходящий от картин запах красок. Поэтому могу смело сказать, что рассматриваю не иллюстрации, а как бы сами картины - непередаваемое ощущение присутствия!

Живьём я видела работы Ван Гога лишь в петербургском Эрмитаже - восемь полотен маслом и одну акварель. Большая часть работ художника, разумеется, находится в Музее Ван Гога в Амстердаме, остальные разбросаны по другим музеям и частным коллекциям, так что мой альбом - наилегчайший способ общаться с картинами Ван Гога со всеми сразу и в любое время.

Так вот, к чему веду речь.
Есть одна картина в альбоме, называется "Пшеничное поле со жнецом на закате солнца", которую я при просмотрах неизменно "проскакивала". Обилие жёлтого цвета разного оттенка, копошащаяся вдали фигура жнеца, резкая граница между небом и землёй, пышущее зноем солнце не располагало меня заострять на картине внимание, изображение давило и напрягало, и мне хотелось побыстрее перевернуть страницу.

Летом 2010 года, когда стояло невыносимое пекло и на раскалённое докрасна солнце можно было смотреть невооружённым глазом, я вдруг вспомнила эту картину Ван Гога. Подумалось, а не конец ли света изобразил художник? Но тут же отогнала от себя эту мысль - жёлтый цвет цвет солнца, а значит радости и жизни, тут и речи не может быть о глобальной катастрофе. Но картина, вернее, её жёлтый цвет, задавала настойчивый, даже назойливый вопрос, в чём её смысл. Ведь видно, что это не просто пейзаж, что-то другое, более значительное, что скрывается от меня.

Время от времени я всё же разглядывала картину, пробовала её "разгадать" и приходила к разным выводам. Может, это живописание одной из галлюцинаций душевнобольного художника? Картина написана в сентябре 1889 года, он уже третий месяц находился в госпитале в Сан-Реми, лечась от душевной неуспокоенности. Может, картина - ассоциация с сумасшедшим домом? В России, я знаю, подобные лечебные заведения окрашивали в жёлтый цвет, в народе эти лечебницы называли просто "жёлтый дом" - кто об этом знает, тот понимает о чём речь, но вряд ли знал об этом Ван Гог.

Мне хотелось самой докопаться до смысла, не обращаясь к мнениям авторитетов. Для меня было важным самой понять причину моей тревоги, исходившей от неё.
Когда-то я читала письма Ван-Гога, в-основном, он писал их своему младшему брату Тео. Ван Гог замечательный рассказчик, его письма можно читать, как самостоятельную увлекательную книгу с интересными рассуждениями и выводами. Я решила их перечитать, но не для того, чтобы насладиться искусством эпистолярного жанра, а с целью найти объяснение художника по поводу написания "Жнеца".
Нашла, и объяснение меня поразило.

VINSENT-VAN-GOG--PSENICNOE-POLE-SO-ZNETOM-I-SOLNTEM.jpg
Винсент Ван Гог"Пшеничное поле со жнецом и солнцем". Сен-Реми, сентябрь 1889."


Оказывается, художник изобразил жёлтым цветом смерть. Непостижимо - смерть изображена самым животворящим цветом солнца, цветом жизни. Вот как он пишет о картине "Жнец". Письмо написано в госпитале для душевнобольных в Сан-Реми, и картина написана там же.

"Каждый день я принимаю средство против самоубийства, которое прописал несравненный Диккенс. Оно состоит в стакане вина, куске хлеба с сыром и трубке с табаком. Это не сложно, скажешь ты мне, и вряд ли будешь способен поверить, что это крайний предел, до которого меня доводит меланхолия; и все равно, в некоторые моменты - о, Боже...

И хоть это нелегко, но я стараюсь изо всех сил не разучиться смеяться над этим. Я стараюсь избегать всего, что хоть как-то связано с героизмом или мученичеством, короче, я очень сильно стараюсь не принимать печальные вещи печально".

"У меня надежда на одну картину, начатую мной за несколько дней до моего припадка, - "Жнец". Желтый этюд, нанесенный страшно толстым слоем, но его сюжет хорош и прост. В этом жнеце мне представлялась некая неясная фигура, наподобие дьявола, бьющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы довести до конца свое дело. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что человечество - колос, который должен быть сжат...

Но в этой смерти нет ничего печального, она совершается при полном свете, под солнцем, заливающим все своим сиянием и чистым золотом... Эго - картина смерти, о которой говорится в великой книге природы. Чего я в ней добивался, так это "подобия улыбки"... Странно, что через железные прутья моей камеры я увидел это именно так".


Р.S. Картина находится в Музее Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Опубликовано на проза.ру https://www.proza.ru/2015/11/18/1737
Tags: ван гог, моя проза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments