Не по хорошу мил, а по милу хорош. /Русская поговорка/
Чацкий проповедник нового, Молчалин подхалим, Фамусов мракобес, Скалозуб грубый солдафон, Загорецкий мошенник и плут, Репетилов пустой болтун и так далее.
К каждому персонажу комедии Грибоедова "Горе от ума" намертво приклеилась характеристика, которая в двух-трёх словах обозначает его общественный статус. Эта "штатная" особенность (с вариациями) закреплена в многочисленных учебных пособиях, справочных изданиях и литературоведческих трудах, и уже не одно поколение выросла на этих шаблонах.
Но, как у любой медали есть оборотная сторона, то и у каждого литературного героя есть изнанка, на которую любопытно посмотреть. Какая изнанка у Чацкого, тот ли он человек, каким мы привыкли его считать?
И так ли плох Молчалин? А если отойти от шаблонов и рассмотреть этих людей с другой точки зрения? Вдруг Чацкий увидится не яростным борцом против косности, а Молчалин не подлецом и угодником?
В основе комедии "Горе от ума" любовный треугольник - Чацкий, Софья и Молчалин. Чацкий любит Софью, Софья любит Молчалина, Молчалин любит ... не Софью. ))) Не в этом ли исток (комической) драмы?
Хочу настоятельно напомнить - произведение А.С.Грибоедова "Горе от ума" - КОМЕДИЯ, поэтому мои нижеследующие анти-доводы не обязательно воспринимать серьёзно. ))))
Софья - девушка совсем молоденькая (17 лет), но не по годам умная и хитрая. Чем не жених ей Чацкий? Друг детства, остроумный, решительный, красноречивый, состоятельный, почти ровесник - почему она выбрала не его, а Молчалина? Я Софью понимаю, сама сделала бы такой выбор - от Чацкого одно беспокойство, а от Молчалина радость сердцу, да и много чего интересного есть в Алексей Степаныче! )))
Илл. Н.В.Кузьмин. Чацкий. Молчалин
Чацкий и Молчалин - два молодых человека практически одного возраста (где-то 20 Чацкому и чуть больше Молчалину). Чацкий помещик по рождению, имеет 400 душ крепостных (по мнению Фамусова) или 300 (по мнению Хлёстовой), что даёт ему определённый доход и независимость. Чацкий живёт для себя любимого, не обременён заботами о хлебе насущном, путешествует по заграницам ( "Вот рыскают по свету, бьют баклуши" ), а Молчалин вынужден служить, бороться (как умеет) за своё существование и достойное место под солнцем.
С классовой точки зрения это Молчалин должен быть главным героем, но у него с мозгами всё спокойно, и он не бунтарь, да и денег у него нет, а, как известно, у кого деньги, тот и смел. А кто смел, тот герой, а герой может и побузить. Крамольные мысли лезут в голову Чацкого только от безделья, да и безделье можно красиво оправдать: "служить бы рад, прислуживаться тошно" , словно служить - это обязательно прислуживать.
Чацкий Александр Андреич ... никак не могу углядеть в его мальчишеской досаде вызов обществу. Ну высказал он Фамусову и гостям всё, что о них думал, так это не революционный порыв, а элементарная невоспитанность (вспомним безотцовское детство Чацкого). Александр Андреич обиделся на Софью за то, что она предпочла ему Молчалина ("Что я Молчалина глупее?") и дал волю своему негодованию - всем досталось!
А чем Софья виновата? Чацкому издалека привиделось, что она его любит и ждёт. Три года об этом не думал, но вдруг в одночасье вспомнил ... и помчался к ней в Москву:
"Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз"
И что он хотел? За три года Софья не получила от него ни весточки, ни словечка, а "с глаз долой, из сердца вон"! Эта гордая девушка знает себе цену, она не стала ждать журавля в небе (Чацкого), а поймала синицу в руки (Молчалина):
"Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?
Кому? чтоб укорять неверностью могли."
и ещё:
"Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой;"
......
"Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?"
Молчалин Алексей Степаныч ...
Принято считать, что Молчалин негативный персонаж, потому что он угодливый карьерист! Ну, во-первых, карьерист это не есть плохо, а во-вторых, быть угодливым – не значит быть корыстно услужливым. В моём понимании угождать – значит, быть вежливо-предупредительным, скромным, учтивым, а это положительные качества.
Да, Молчалин корыстен, не без этого, его корысть вынужденная, он состоит при Фамусове, и должен соответствовать своему месту. Он не враг себе, ему надо выбраться на поверхность жизни - ("знаете, кто в бедности рожден.."), а как же иначе - он сирота, без средств, без связей:
"Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;"
У Молчалина больше, чем у Чацкого, положительных качеств - он не робщет на судьбу, никому не перечит, не лезет с нравоучениями, всегда всем доволен, знает своё место, не лезет на рожон, не высказывает своего мнения (что не означает, что его у него нет):
"Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю. "
Не скажу, что я тоже люблю Молчалина, но он мне более по душе, чем Чацкий. У Молчалина есть ещё одно "чудеснейшее свойство", которое лично мне очень нравится - его обхождение с Софьей:
"Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит."
Ну разве не прелесть! Ведь умеет понравиться женщине, не каждый мужчина на это способен. Молчалин не форсирует события, он сдержан, учтив, терпелив, обходителен ... Ему ставят в вину, что он подло поступил с Софьей - позволил в себя влюбиться, внушил надежды, поддерживал в ней романтические чувства ... - но это не подлость, а мягкость характера. Как у Андрея Бузыкина в фильме "Осенний марафон". )))
Вот если бы Молчалин был подлым, то он воспользовался бы чувством Софьи и – (оп-ля-ля!) легко стал бы зятем Фамусова. И-всё! Карьера и положение в обществе обеспечены! Ведь Фамусов при всём его пренебрежении к Молчалину и строгости к дочери ("Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.") явно предпочёт "сохранить лицо" и оправдает Молчалина перед обществом, как достойного мужа своей дочери. Ну не отправлять же её в самом деле "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!"
И общество радушно примет в свои ряды нового достойного члена, и первой наверняка одобрительно отзовётся Хлёстова, ведь недаром Молчалин был с ней предупредителен и носил за ней собачку!)))
Кстати, исхожу из этого факта, что Молчалин любитель животных - а это ещё одна положительная черта характера. А если не любит, но носит, то это "ва-аще" ценное качество! )))
Можно догадываться, какие моральные и физические "неудобства" испытывал Молчалин, проводя с Софьей ночи напролёт, делая вид, что отвечает её чувствам. Разумеется, он бы мог воспротивиться, но Софья хозяйская дочь, попробуй, откажи, сразу же отправишься обратно в захолустную Тверь, и - прощайте планы и мечты!
Поэтому можно только предполагать, что испытывал Молчалин, выражая (выдумывая) несуществующие симпатии к дочери "босса"!
Значит, у него есть и актёрские способности - ну что за много талантливый человек! ))))
Чацкий пренебрежительно относится к "прислужнику" Молчалину (он для него человек второго сорта) и отказывает Молчалину в способности иметь сильные чувства (не в пример себе):
"Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?"
Зря! Не знает Александр Андреич, что есть в Молчалине искренние чувства, вон как смело и пылко он пристаёт к Лизаньке: "Какое личико твое! Как я тебя люблю!"
Как трогательно-красиво Алексей Степаныч расхваливает презент, припасённый для Лизаньки:
"Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа -
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор -
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами скляночка: резеда и жасмин."
Молчалин, да он поэт-романтик! Чацкий насмешничает, а Молчалин искушает - что завлекательнее для женского сердца? ))) И он совсем не тихоня и рабский угодник, его поведение (тишь да гладь) – особая тактика. Ведь у Молчалина единственный путь выбиться в люди – терпеть и улыбаться. И он "выбьется", я не сомневаюсь:
"А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных."
Чацкий старается понравиться Софье едким остроумием, всем даёт насмешливые характеристики, оценивает свысока, пытается обворожить Софью блеском своего ума, но внутренне он холоден и бездушен - чуткая Софья это чувствует, и ум Чацкого не может заменить ей сердечность Молчалина.
Грибоедов в одном из писем написал о Софье: "девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку". То есть дал ясно понять, кто умный, а кто дурак. Чацкий против Молчалина. А может, наоборот?
Вот ещё выдержка из письма Грибоедова: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Кого имел в виду автор, говоря о дураке – Молчалина, Чацкого? Со слов литературных критиков мы единодушно посчитали дураком Молчалина - того, кто не встаёт в позу, не перечит старшим, не осуждает заведённые порядки ...
Пушкин, прочитав "Горе от ума", сказал о Чацком: "Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? ... Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п."
Александр Сергеевич зрил в корень! Действительно Чацкий ведёт себя глупо. Он же знает, куда вернулся: "Помилуйте ... Что нового покажет мне Москва?" Так перед кем он мечет бисер? Перед кучкой пенсионеров, приехавших на бал к Фамусову?
Фамусов, как и любой другой человек, имеет право выбирать в каком обществе ему вращаться, вот он и выбрал общество себе подобных, разве можно его за это осуждать?
Все гости Фамусова - люди со сложившимися взглядами, привычками, характерами, одного образа жизни – их уже не переделать, и всякий инакомыслящий воспринимается ими за смутьяна, за инородное тело, от которого надо избавиться.
Действительно, не нравится это общество, поезжай в другое, тем более что друзей (а значит, единомышленников) у Чацкого много: "В друзьях особенно счастлив".
Ведь как у Фамусова поначалу восприняли Чацкого? Как равного: "Здорово, Чацкий, брат!" или "Здорово, друг, здорово, брат, здорово". А потом рассердились за его опасные "вольтерьянские" речи и дружно и охотно ополчились против, объявив сумасшедшим. Так заведено, общество не любит борцов-одиночек и всякими способами их уничтожает.
Да борец ли Чацкий? Ещё из школьных учебников известен раз и навсегда шаблонно закреплённый "образ Чацкого" - он "защитник просвещения, литературы и науки", проповедник светлых идеалов. Своими смелыми речами он "осуждал крепостничество, карьеризм и мракобесие, провозглашал идею национальной самобытности русского народа и возражал против обезличивания национальной культуры".
Вот так! Сказать, конечно, Чацкий умел - сильно, пламенно и по сути верно! Что не монолог, то шедевр! Но как показательно авторское пояснение под текстом монолога "А судьи кто!" (действие 2-е, явление 22-е) - "оглядывается, все в вальсе, кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам."
Оказывается, никто Чацкого и не слушал, и говорил он в пустоту, тратя своё красноречие на сотрясение воздуха.
Н.А. Добролюбов назвал этот монолог (да и другие) "восклицаниями азартного господина". К месту будет и высказывание В.Г.Белинского: "... Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. ... Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади ...
А от себя добавлю: "Чацкий для "выпуска пара" выбрал не то место и не ту аудиторию, и обращу к нему слова Фамусова (адресованные им Молчалину):
"Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?"
Чацкий, заметив, что его обличения никого не интересуют, обиделся ещё больше, даже оскорбился: "пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок!"
"От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее простыть, охолодеть.
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по свету, забыться и развлечься."
Ну не удалось в этот раз развлечься, так зачем же сразу оскорбляться и становиться в позу ("Я гнева вашего никак не растолкую"). ))) Чацкий, как и Молчалин "шёл в команату, попал в другую".
Если честно, Чацкого жаль, молодой, искренний, горячий и по-юношески глупый. В нём есть что-то от молодого Льва Толстого: "Я всею душой мечтал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего. Всякий раз, когда я пытался высказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли."
Белинский сказал: "Чацкий... хочет исправить общество от его глупостей: и чем же? своими собственными глупостями, рассуждая с глупцами и невеждами о "высоком и прекрасном"... Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит".
Но, согласитесь, Чацкому надо посочувствовать:
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, что душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть этих встреч?
участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! - Пустое.
Опубликовано на проза.ру http://www.proza.ru/2015/02/25/1273