Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Фильм Владимира Бортко Тарас Бульба

"Тарас Бульба" — экранизация 2008 г. одноимённой повести (в редакции 1842 г.) Н.В. Гоголя. Режиссёр Владимир Бортко. Реклама этого фильма была длительная и упорная, но я выстояла и не пошла в кинотеатр. Внутренний голос убеждал меня не смотреть. Но по телевизору, видимо, в честь праздника Дня единства и согласия, этот фильм показали. Посмотрела, и результатом просмотра стали противоречивые мысли.

Фильм красивый, красочный, но до рукоплесканий не дотягивает. первая мысль была - не понравилось! Я очень хорошо содержание повести Гоголя, это очень чувственное и напряженное произведение, сценарий фильма как раз во многом ему вторил, но переходы от эпизода к эпизоду сделаны отрывочно, как бы перескоком и недоигранно. В середине фильма я даже заскучала и первый раз в жизни порадовалась, что существует перерыв на рекламу.

Мне не понравилась сцена, где Тарасу в Сечь привозят труп его жены. Зачем? У Гоголя, насколько я помню, такой сцены не было. Может режиссёру надо было показать всплеск возмущения запорожцев и оправдать этим начало войны? Но сцена прозвучала вяло и неубедительно - окровавленный казак привез в ковре тело женщины, произнёс обличительные слова, Тарас поднял тело и куда-то его понёс, а за ним два сына, безмолвные и безучастные, как китайские болванчики.
Не показаны переживания и самого Тараса, и сыновей, а ведь жестоко зарубили их родного человека! Пустая сцена, вырежи её из фильма, и ничего бы не изменилось.

Режиссёр Владимир Бортко говорил о том, что показал, в первую очередь, не конкретную историю, а легенду: - "Я не старался максимально соответствовать написанному литературному варианту, хотел показать то, что, мне кажется, хотел сказать автор".
Ключевые слова "что, мне кажется, хотел сказать автор"! А автор не хотел, например, показывать казнь Остапа и его товарищей так сладострастно подробно! Я понимаю, режиссёр и операторы умело вплели в сценарий фильма своё понимание ситуации, но получилось с таким перебором, что я даже вышла из комнаты.

Нколай Васильевич Гоголь был тактичен в описании гибели Остапа и только упомянул о пытках - не задевая чувств читателей, а давая понять, что на войне не всё бывает гладко, а Бортко здесь разошёлся! Опять вопрос - зачем? Чтобы Тарас смог сказать своё знаменитое: Слышу, сынку?" Эту сцену можно было сделать более деликатно, а не уподобляться "Страстям Христовым"

Смешно показан штурм города. Было ощущение, что штурмует его не казацкое войско, а малое количество декоративно одетых мужиков. Уж мы знаем, какие бывают массовки в голливудских исторических фильмах, даже дух захватывает, а здесь что? Падающие лестницы, горящая смола, летящие бутафорские камни, театрально постановочные трюки, когда видно, что противники протыкают не друг друга, а суют сабли в между рукой и туловищем, и мордобитие происходит с соблюдением техники безопасности, когда кулак летит в лицо и меняет свою траекторию, хотя лицо ловко отворачивается. Всё как в школьной самодеятельности!

Тема любви в фильме показана, как и в повести. Смысл темы в том, что ради любви слабый духом человек может легко стать предателем. А вот наказание Андрия за предательство показано слабо. Слез сын с коня, навёл отец на него ружьё, выстрелил! И всё. Ноль эмоций. Спокойно, буднично, привычно. Даже знаменитое "я тебя породил, я тебя и убью" прозвучало мимо сознания. Убил между делом и поскакал воевать дальше. Даже речь отца на коленях перед телом не тронула, не зацепила, ну, убил и убил, чего уж там.

У Гоголя о Тарасе Бульбе написано так: "Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст".

В сравнении с гоголевским Бульбой Богдан Ступка даже изящен, но это единственное расхождение между ними.
Я всегда представляла Тараса Бульбу таким, каким придумал его художник Кибрик, но фактурный и неотразимый Богдан Ступка как никто подошёл к роли Тараса Бульбы и создал его полноценный образ.

Из всего фильма меня особенно поразила вот эта сцена: Тарас останавливает коня, чтобы найти выпавшую люльку с табаком под самым носом догоняющих врагов. Что это? Стариковская привязанность к привычной вещи? Непонимание опсной ситуации? Беспечнось сильного бойца? Неосмотрительная оплошность опытного воина?

Гоголь об этом ничего не говорит, но говорит Богдан Ступка. Когда крупным планом показывается его лицо, то по растерянным и отрешённым глазам Тараса становится ясно, что не в трубке дело, он остановился нарочно, чтобы своей гибелью задержать поляков и тем самым дать возможность товарищам спастись от погони.

Ведь Тарас в фильме даже не искал трубку, слова о ней лишь оправдание остановки. Я даже рассердилась на себя за то, что много лет не понимала этого момента и корила Гоголя, что он сдал Бульбу врагам по такой глупой причине.
Но в том и состоит гениальность писателя, чтобы заставить читателя думать. А я этого не понимала и низкий поклон актёру Ступке за то, что он открыл мне глаза.

В целом фильм смотрится, особенно его вторая половина, когда начался настоящий экшен. И Боярский вписался, и живая репродукция картины Репина "Запрожцы", а пафосность речей, и яркие одежды и потоки крови...
В-общем, фильм можно посмотреть, но не советую.


Кадр из фильма. Тарас Бульба - Богдан Ступка.
Tags: актёры кино, гоголь, исторические фильмы, кинорежиссёр бортко, экранизации
Subscribe

  • Диалог в цветочном магазине

    В доме, что по соседству, закрыли ресторан, и помещение стали переоборудовать под другое назначение. Я проходила мимо и видела сквозь широкие окна…

  • Без мобилы можно и замёрзнуть.

    Вчера в 10-м часу вечера ходили гулять на бульвар, мороз минус 17, ледяной ветер и скоро стало щипать морозом щёки и подбородок, укутали лица…

  • Как удлинить ресницы.

    Длинные ресницы — это чудесно, никто не спорит. И кто-то всю жизнь о них мечтает, потому что длинные ресницы — обязательный атрибут красоты, а быть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments