mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Лукино Висконти "Белые ночи" (1957)

Фильм Лукино Висконти "Белые ночи" (1957) считается лучшей экранизацией произведений Ф.М. Достоевского.
Из словаря:
"Экранизацией называют кинокартину, созданную на основе произведения другого вида искусства - литературы, драматургии, оперы или балета. Но чаще всего это понятие относят именно к литературному произведению, переложенному на язык кино".

Фильм Висконти "Белые ночи" - это не детальная киноиллюстрация "Белых ночей" Фёдора Михайловича. Фильм снят по мотивам повести. Имя Достоевского для Висконти лишь внешняя привязка. В том и величие режиссёра, что, оттолкнувшись от литературного текста, он создал собственное неповторимое кинопроизведение, за которое на Венецианском кинофестивале 1957 года получил "Серебряного Льва".
В фильме только канва знакомого сюжета, в остальном - чистый Висконти.

Герои повести Достоевского получили новые имена: Мечтатель стал Марио, Жилец с Верхнего этажа получил имя Тенант, Настенька стала Натальей, а вместо Петербурга чёрно-серый дождливый Ливорно. И чувства Главного Героя тоже стали другие.



"Экранизация" Висконти показывает Главного Героя не мечтателем-романтиком, как у Достоевского, а человеком материального мира, для которого понятие высокой и жертвенной любви выдумка экзальтированных душ, а его душа устроена по-другому. Если любовь для одного (Натальи) является основой существования, то для другого (Марио) это средство развлечения. Достаточно вспомнить, как в начале фильма Марио ходит по улицам в поисках удовольствий, стреляя глазами по прохожим и в предвкушении потирая руки.

Висконти лишил фильм слезливой русской сентиментальности и "парения в облаках", что свойственно Герою "Белых ночей" Достоевского. Марио у Висконти - человек земной, прагматичный. Он не подозревает о высоких чувствах, он ловец одноразового удовольствия.
Он вполне может "снять" проститутку, глядящую на него откровенным взглядом, но это для него просто и скучно. Другое дело, хорошенькая девушка, одиноко плачущая на мосту, цель сама идёт ему в руки. Даже есть повод познакомиться - отогнать от неё приставучих хулиганов. Только вот девушка оказалась не из легкодоступных. Она из тех, для которых любовь - святое чувство, а постоянство и верность не пустые слова.


Наталья и Марио.

Я смотрела на неторопливо разворачивающиеся события и, вспоминая Достоевского, всё время ждала, что фильм закончится трагически. Тем более, что действие крутилось вокруг речки с чёрной стоячей водой, куда так заманчиво кого-нибудь столкнуть!

Наталья ждёт суженого жениха и каждый вечер в десять часов приходит на мост. Любимый не приходит, Наталья плачет, и эти слёзы оправданы - она женщина, и она на грани терпения. Ожидать целый год любимого человека, не имея от него известий, живя только надеждой и ожиданием зыбкого счастья - это неимоверно трудно для любящей девушки. А тут судьба подсылает к ней в лице Марио-искусителя ещё одно испытание - проверку силы её чувства.

Марио встречается с Натальей четыре ночи, на четвёртую признаётся ей в любви - он говорит красивые слова, которые мечтает услышать каждая девушка, и Наталья, измученная бесплодной любовью к Тенанту, почти верит Марио, но соглашается только на братскую любовь. Марио готов бросить это безнадёжное дело, но других развлечений у него нет, да и недосягаемое усиливает желание его достичь, и он, говоря образно, бросает в ход "тяжёлую артиллерию".

На последнем свидании Марио признаётся Наталье в своей любви. Он находит убедительные и пылкие слова. Он даже верит сам себе и выглядит взволнованным, но в эту внезапно возникшую любовь не верится. Хотя бы потому, что когда любишь, желаешь любимому человеку счастья, несмотря на то, что он не отвечает взаимностью, а Марио рвёт на клочки письмо Натальи, потому что доставлять письмо по адресу не в его планах.
На следующее утро он не мучается угрызениями совести от своего поступка и вечером снова идёт по улицам в надежде встретить более покладистую девушку, ведь серьёзных чувств ему не надо.



Если сравнить сцену последнего свидания в фильме с его описанием в книге, то она выглядит наигранной, а сам Марио, хоть и взволнованным, но неискренним. Сердце Натальи не дрогнуло. Висконти верен себе, а не Достоевскому.

Сцена с танцами в кафе (в ролике ниже) очень важна в фильме. Посетители танцуют рок-н-ролл (или свинг?) и увлекают в танец Наталью и Марио. Висконти мог показать в фильме любой зажигательный танец, их много, но он не случайно выбирает именно этот.

В 50-е годы 20-го столетия был бум рок-н-ролла, этот танец перевернул устоявшуюся жизнь вверх дном, и, самое главное, он перевернул устоявшиеся взгляды человека на самого себя, т.е. рок-н-ролл по силе воздействия стал границей, говоря образно, между адом и раем - для того, чтобы человек осознал на какой он стороне. Танец в кафе должен был перевернуть взгляды Марио и Натальи. Эта сцена - кульминация всего фильма..

Наталья переживает последнюю стадию ожидания - нетерпение, переходящее в отчаяние., она находится на пике нервных эмоций. Это выражается в её непрерывном смехе и неестественном веселье. Смех сквозь слёзы - ведь если Тенант не придёт и сегодня, то случится крах её жизни. Марио не замечает этого, он участвует в общем веселье, не подозревая, что Наталья готова разувериться в себе, в своих идеалах, в существовании любви, она, как утопающий, хватается за соломинку. А Марио радуется, что его слова, наконец-то, вызымели на девушку воздействие. Но колокол на церкви бьёт десять, и Наталья бежит на условленное место свидания.

О, счастье, Тенант пришёл. Наталья бежит к нему, на полпути возвращается: "Я обманула и себя и тебя ... прости меня". Марио обливается слезами: "Это я был неправ ... прости"., потом смотрит ей вслед и не делает попытки догнать. Ещё недавно он убеждал девушку в вечной любви, а сейчас он безучастно смотрит, как влюблённые на мосту обнимаются и уходят.
В этот момент Марио искренне страдает.
Он идёт, пошатываясь, по улице, и к нему подбегает бродячая собака



Чехов говорил, что если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. У больших Мастеров ничего лишнего в произведениях нет. У Висконти тоже.
В начале фильма, Марио, беспечный и довольный, встречает эту собаку, которая, как и он, бродит по улице в надежде чем-нибудь поживиться. Марио пытается наладить с ней контакт, но собака убегает - она ещё не видит в нём родственную душу.
В конце фильма, та же собака снова подбегает к Марио. Он наклоняется к ней, треплет её по голове, и дальше они идут вместе.
Уличная собака живёт, чем Бог послал, так и Марио - горе его минутное, завтра он забудет сегодняшнюю неудачу и устремится к новым приключениям.

Марио повторяет слова Достоевского: "В одно мгновение все превращается в праздник, надо только самим захотеть, чтобы что-то внутри тебя захотело…". Останется ли в памяти Марио встреча с Натальей праздником или он забудет об этом на следующий день, зависит от него самого. Он может либо начать искать настоящую, единственную любовь либо будет довольствоваться мгновеньями, лишь похожими на праздник.

И ещё.
Висконти не зря пригласил на мужские роли именно Марчелло Мастроянни и Жана Марэ. Внешние данные героев помогают понять их внутренний мир, их суть. Красавчик-Марио в исполнении Марчелло Мастроянни производит впечатление человека лёгкого, неуверенного, импульсивного, как воздушный шарик, на которого нельзя положиться и которому нельзя довериться. В противовес ему широкоплечий, мужественный и немногословный Тенант в исполнении Жана Марэ выражает уверенность в себе и в свои силы, с таким человеком надёжно в сегодняшнем дне и в завтрашнем, и такого человека хочется любить. Недаром Наталья влюбляется в Тенанта с первого взгляда, ничего ещё о нём не зная - ведь так ей подсказало сердце.

И ещё ещё.
В книге Настенька пишет Главному Герою письмо благодарности за братскую поддержку.
В кино Марио не получает от Натальи никакого письма. Счастливые не помнят о своих несчастьях.



В ролях:
Марио - Марчелло Мастроянни
Тенант - Жан Марэ
Наталья - Мария Шелл

Награды:
1957 — Венецианский кинофестиваль
«Серебряный лев» — Лукино Висконти
1958 — Премия Итальянского союза киножурналистов
Лучший актер — Марчелло Мастроянни
Лучшая работа художника — Марио Кьяри, Марио Гарбулья
Лучшая музыка — Нино Рота
Tags: достоевский, итальянское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments