Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

А напоследок я скажу.

Вчера я совершенно случайно ещё раз посмотрела "Жестокий романс" Эльдара Рязанова.
Может быть из-за этой случайности, может быть, по происшествии достаточно долгого времени после последнего просмотра, а может быть, из-за того, что изменилось моё представление о ценностях жизни, я увидела этот фильм по-новому. Я увидела его глазами бесстрастного наблюдателя, т.е. без соучастия и личных чувств к персонажам.
Все действующие лица в этой трагикомедии словно разом сбросили с себя маски, и я разочарованно произнесла: "А король-то голый!"
Я оцениваю не сам фильм (он прекрасен), а своё отношение к героям фильма.

Раньше моей объективности мешали личные симпатии к актёрам, к режиссёру и к драматургу А.Островскому - ведь когда что-то нравится, то это всегда хорошо и глубже докапываться не хочется. А вчера словно упал занавес, и все герои обнажились в своей неприглядности.
Обаяшка-мачо Сергей Сергеич Паратов (Н.Михалков) ярко предстал во всём своём духовном неглиже - он закоренелый циник, умеющий скрывать отношение к любви "правильными" красивыми словами, от которых сможет растаять сердце любой девушки, а не только влюблённой Ларисы.
Лариса, бедная моя Лариса, это понимает, сердцем понимает, но надежда на счастье заставляет её поддаться силе вечного любовного голода души и тела и добровольно пойти на погибель. Как точно однажды сказал сердцеед-Пушкин: " Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!"

Одна из сильных сцен в фильме, когда Лариса, заливаясь слезами, поёт, а Паратов выразительно на неё смотрит. Хочется думать, что в этот момент он переживает пусть не любовь, а хотя бы сострадание к своей жертве. Но нет, у Паратова нет чувств ни к кому, ну разве только к проданной им "Ласточке", и то на чуть-чуть - сделка, она и есть сделка!
И Лариса понимает, что не любовь в его глазах, а бессовестная похоть. "Поматросит и бросит".
Потому и плачет, потому и поёт "напоследок", потому так пронзительно звучат гениальные строчки Белы Ахмадулиной и щиплет сердце от волшебного голоса Валентины Пономарёвой ...

Песня Ларисы


В этой сцене слились воедино три таланта - актрисы Гузеевой, поэтессы Ахмадулиной и певицы Пономарёвой, слились в одно понятие, чтобы поэтически-музыкально показать миру, как умеет жертвовать собой ради высокого чувства Женщина - ведь надежда умирает последней!

А напоследок я скажу
Прощай любить не обязуйся
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства ...

Не это ли безумство имел в виду Максим Горький, когда в своём прозаическом стихотворении главной мыслью вывел слова: "Безумству храбрых поём мы песню!"

P.S.
И ещё - очень жаль Карандышева.
Любовь "маленького человека" тоже может восходить к высокой степени безумства.
Tags: экранизации, эльдар рязанов
Subscribe

  • Из ч/б цветное? Нормально!

    Коммунисты подали в суд на "Россию" за "цветного Штирлица.... В газетах спорят, хорошо это или плохо.... Киношники или соглашаются, или не…

  • Хорошо забытое старое.

    Я сейчас посмотрела (пересмотрела) "Мы, нижеподписавшиеся..." замечательный фильм Татьяны Лиозновой. Выпущен в 1981 году, но смотрится с большим…

  • Лиознова: Исаев мне кажется плоским....

    Моя запись от 17 октября 2009 года По телевизору показывают молодого Штирлица... СМИ и Интернет пестрят обсуждениями этого этого сериала... У…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments