mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

Ингмар Бергман "Причастие"

Все фильмы Ингмара Бергмана долгоиграющие, в том смысле, что требуют длительных размышлений. "Причастие" я посмотрела давно и только сейчас решила написать о своём впечатлении. Нет, не так. Впечатление можно выразить тремя словами - понравилось или не понравилось. Я же хочу написать не обо всём фильме (хотя, о нём есть, что сказать!), а о том, что меня особенно в нём затронуло - эпизод с письмом.

 


На кадре главная героиня учительница Марта (Ингрид Тулин)

 

 Марта любит пастора Томаса и написала ему о своих чувствах в письме. Письмо лежит на столе, но Томасу всё недосуг его прочитать. Марта настаивает, и он, нехотя, всё же читает. Письмо большое, на нескольких листах. Томас молча читает, и вот тут на весь экран появляется лицо Марты (на фото) и озвучивает это письмо, т.е. Томас читает и словно видит и слышит Марту.

Марта говорила, и с экрана на меня смотрели её глаза - полные слёз, любви, обиды, разочарования, тоски, желания, мольбы и надежды... Я не могла смотреть в эти глаза и даже отворачивалась от экрана. В уши продолжал литься взволнованный голос, говорящий о любви, умоляющий о любви, требующий любви.... Я смотрела в сторону, мне было неловко за героиню, я повторяла про себя: ну зачем, ну зачем же так? То есть, зачем так унижаться? Зачем любить так жертвенно? Зачем любить мужчину сильнее себя?

Причастие в церкви - это исповедь и отпущение грехов. Марта признавалась в любви Томасу откровенно, как на исповеди, уверяла его, что будет всем для него, что будет заботиться о нём, помогать ему, будет всегда рядом, будет повиноваться ему и молиться на него, как Богу. И просила полюбить её.

 

 

 

У Марты своя линия в фильме,  у неё,  как у пастора Томаса, непростые отношения с Богом, но это тема отдельного разговора, а я сейчас говорю о том, какие мысли вызвали во мне чувства Марты. Я хочу сказать о жертвенной любви.

Это ошибка - быть для любимого человека всем- присуща многим женщинам (и мужчинам тоже!) Именно в самопожертвовании любящая женщина видит своё предназначение. Она готова раствориться (и растворяется) в любимом человеке (муже, детях) без остатка, забывая саму себя, становится его частью. Эти женщины не понимают, что такое состояние противоестественно! Никому не нужны их жертвы, наоборот, они в тягость, потому что делают объект любви глубоко несчастным.

Парадокс? Казалось бы, это хорошо, женщина служит, как собачка, откликается на команды "подай-принеси", бездумна и послушна. Но это нравится лишь поначалу, а потом вызывает отвращениеотчуждение и (что хуже всего) потерю ответной любви. Эти женщины несчастны, потому что не понимают - нельзя вымолить ответную любовь, даже самосожжением на костре любви. Мужчины не любят в благодарность, такая любовь пугает их, раздражает и отталкивает.

Есть расхожая поговорка, её так любят повторять и женщины и мужчины, что она уже стала классикой: "Женщина должна быть хозяйкой на кухне, королевой в гостях и шлюхой в постели!" Эта поговорка относится к области мужского вИдения женщины, как спутника жизни. Разумеется, женщине надо того же и от мужчины - т.е. должна быть равноценность обоих в их добровольном союзе, основанном на любви.

Подчёркиваю, не равенство, а РАВНОЦЕННОСТЬ мужчины и женщины. Только тогда их любовь не будет иметь перекосов, а будет источником неиссякаемой любви и интереса друг к другу.

Пастору Томасу жертвенная любовь Марты не нужна. На кадре ниже он с еле сдерживаемым гневом говорит Марте, что ему НЕ НАДО такой  любви, что Марта ему надоела, говоря по-современному - "достала" и т.д. и т.п. 

 



П.С. Из всех фильмов Бергмана, мной просмотренных, этот фильм вспоминается мне чаще всего.
Tags: ингмар бергман, шведское кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments