(Мф 13:9-17; Мк 4:10-21)
"Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи".
(Мф 13:10-17; Лк 8:9-10)
Разъяснение на стих Мф 13:13-15
В какой-то момент Господь, прежде ясно возвещавший множеству людей, избирает Двенадцать, отправляя их на проповедь, и предпочитает говорить притчами. Даже ученики обратили внимание на это и прямо спросили Его: почему Ты говоришь им притчами? Видимо, это была достаточно резкая перемена в образе действия Спасителя. И в ответ Христос цитирует горькие слова Исайи о том, что мы видя не видим и слыша не понимаем. И потом перечисляет печальные судьбы нашей духовности, говоря о слове, которое похищает сатана, заглушают заботы века сего или губит наша человеческая незрелость.
Возможно, что притчи Господа имеют педагогическое назначение. Это и в самом деле образы, которые невозможно не запомнить. Но почему тогда такая скорбь в Его словах?
Наша вера — очень простая вещь. В ней есть Тайна, но нет никакого тайного учения или сокрытых от профанов аллегорий. Но именно простые слова «люби ближнего своего» или «ищите Царства Божия и правды Его» оказываются для нас непреодолимо трудными. Нам подавай чего-нибудь эдакого, с мистикой и непонятностью, с трудными упражнениями и непременно с глубокомыслием. Или уж тогда, напротив, что-нибудь зримое, как теократическое государство и сплошные "победы на сопротивныя", благо у нас много сопротивных и еще больше нам просто противных?
И потому так непередаваемо печален этот образ сеятеля, который большую часть семян расходует безрезультатно. Счастье наше заключается вот в чем: любой из нас давно бросил бы сеять в таких безнадежных условиях. Любой из нас сначала подыскал бы участочек получше, а где попало сеять не стал бы. Но Он — Бог, а не человек. И Он не перестает отдавать нам Свое слово. Если мы не хотим принять его в простоте — Он сеет в притчах, чтобы, получив свидетельство в Крови Его на Кресте, мы имели возможность открыть глаза, и видя — видеть, и слыша — слышать, и разуметь, и обратиться, чтобы Он исцелил нас.
БИБЛИО-ЦЕНТР