mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Евангелие от Матфея. Фильм 1964 г.

Нынешнее Рождество многие телеканалы отмечали показом художественных и документальных фильмов на библейские сюжеты и связанные с биографией Иисуса Христа. Я посмотрела практически все представленные кинопоказы. С особенным интересом я отмечаю фильм с длинным названием "Величайшая из когда-либо рассказанных историй" (1965 года), роль Христа в этом фильме исполнял Макс фон Сюдов.

Внешность Макса не соответствовала привычному иконописному лику Христа, но об этом при просмотре не думалось, настолько завораживал сам образ Бога-человека. Макс фон Сюдов показывал именно человеческую сущность Бога, и это воспринималось мной, как нечто близкое, родное и понятное, как если бы в роли Христа выступал близкий мне земной человек.

Я считаю эту кинобиографию Иисуса Христа одной из лучших экранизаций Евангелия. Такие фильмы созданы не для развлечения, а для пробуждении в сознании мысли, что жить надо по-божески: с верой в Бога и в свои силы. Запомнился эпизод, когда Иисус говорит человеку, не могущему ходить: "Встань и иди. Твоя вера слабее твоих ног, укрепи веру и пойдёшь". Цитирую не дословно, но смысл понятен - если вера слаба, то ничего не получится.

В связи с телепоказом кинофильмов на рождественскую тему, я вспомнила о другом фильме об Иисусе Христе - смотрела его в прошлом году, тоже на Рождество, не по телепрограмме, а нашла в Интернете по собственной инициативе. Фильм запомнился, в течение года я часто его вспоминала, и вот теперь решила о нём написать.

Название фильма "Евангелие от Матфея", по итальянски - "Il Vangelo secondo Matteo" - это чёрно-белый фильм 1964 года итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини. Как объяснил режиссёр, он выбрал Евангелие от Матфея потому, что "Евангелие от Иоанна слишком мистическое, от Марка - слишком вульгарное, от Луки - слишком сентиментальное".

Считается, что "фильм описывает жизнь Иисуса с марксистско-католической точки зрения режиссёра". Я верю, что в 1964 году он таковым считался, но лично я ничего марксистского в фильме не обнаружила. Когда Пазолини упрекали, что сюжет его фильма не соответствует тексту Библии, он отвечал, что "... изображения никогда не смогут достичь поэтических высот текста".

Впечатление от фильма сильное. Я думаю, что такой фильм мог снять лишь верующий человек, но - Пазолини как раз не был верующим, больше того, он был атеистом-марксистом и (насмешка судьбы) гомосексуалистом. Об этом факте было известно, поэтому творение Пазолини на божественную тему стала для зрителей, мягко сказать, неожиданностью, картину много ругали, но, несмотря на критику, она стала популярной и получила множество наград.

Фильм полнометражный, но по времени просмотра показался мне коротким, и не потому, что Пазолини показал жизнь Христа выборочно, а потому что было захватывающе смотреть. Правда, некоторые сцены выглядели примитивно или мимолётно, например, самоубийство Иуды, но это понятно, сюжет сводился к жизнеописанию Христа, и некоторые моменты детально не рассматривались. Да и трудно уложить всё Евангелие в метражное время!

Иисус Христос - стройный, симпатичный молодой человек, отлично знающий святое писание (Ветхий завет) и на все вопросы отвечающий словом "Писано ..." Его играл непрофессиональный актёр - 19-летний испанский студент Энрике Иразоки (или Ирасоки), играл одержимо и в то же время невозмутимо, полный осознания того, КОГО он представляет!


Энрике Ирасоки в роли Иисуса Христа"


Остальные участники фильма также не были актёрами, в-основном, это были местные жители итальянского города Матера, в котором снимался фильм.
Юная Дева Мария - на первый взгляд не красавица, но такая милая, с большущими глазами, с выразительной формой губ ...
Восхитил Архангел Гавриил - красивый, кудрявый, жизнерадостный, пышущий здоровьем молодой человек!


Поднимают Крест ...


В сценах распятия Иисуса Христа очень проникновенно и убедительно показана страдающая Мать Иисуса - слёзы наворачивались. Страдания Матери показаны длительно - может потому, что Марию играла мать режиссёра (Сюзанна Пазолини), а может потому, что Пазолини, просто как сын, проникся материнскими чувствами матери-женщины, на глазах которой терзают её дитя ... Не знаю причин, но сцена о-о-очень впечатляющая!


Мария - мать Иисуса


Чёрно-белый контрастный колорит фильма мешал мне запомнить отдельные лица - все персонажи были в белых одеждах и похожи друг на друга, например, Иуду от Петра я отличала лишь по ехидной кривизне линии его рта.

Я давно заметила, что после просмотра любого фильма, в памяти остаётся воспоминание о нём, порой даже не связанное с главной идеей. Фильм Пазолини мне запомнился яркими эпизодами - живот юной Девы Марии, прелестный Младенец в пелёнках, строгое лицо Иисуса-проповедника ...

Сцены распятия, умирания и снимания с креста запомнились одним кадром - они показаны быстро, словно режиссёр берёг нервы зрителей, только крик Христа, разрушающий стены города, убеждал в том, какие муки Он испытывал!

Если отрешиться от мысли, что картина о Боге, и рассказать о ней просто как о жанровом фильме, то моё обобщённое впечатление выглядит так - по каменистым тропкам ходит молодой человек в чёрном (иногда в белом) одеянии и что-то горячо вещает, идя впереди, а за ним спешит кучка бородатых (и не очень) крепких мужчин, которые слушают и переспрашивают, обращаясь к юноше у уважительно "Учитель".

Кстати, учитель по-итальянски "маэстро", это слово у меня всегда ассоциировалось с музыкой, поэтому поначалу было непривычно слышать, как апостолы называют Иисуса "Маэстро".

В-общем, фильм предельно прост, с минимумом декораций. Заметно, что играют непрофессионалы, играют искренне, и это создаёт чувство сопричастности с событиями двухтысячелетней давности. Хорошо подобрана музыка - особенно умилила русская песня "Ах, ты степь широкая", под которую Христа распинают и затем снимают с креста и уносят.

Думаю, для середины 20-го века (1964г.) фильм об Евангелие действительно был своего рода марксистской революцией и открытием в религиозной теме, он и в наше время смотрится с большим интересом.

Искренне рекомендую этот фильм к просмотру.
Tags: итальянское кино, кино о христе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments