Александр Калягин.
"Новые известия", 03.02.2006.
Я в очередной ...дцатый раз посмотрела свой любимый фильм. И, странное дело, я всегда смотрела его, как комедию - фарс с переодеванием, а в этот раз, смотря на милое лицо Бабса Баберлея, увидела сюжет с другой, с грустной стороны.
Фильм поставлен по комедийной пьесе Брэндона Томаса "Тётушка Чарли" режиссёром Виктором Титовым, и актёры играют соответственно сюжету - комично-гротескно, как этого требует жанр комедии. И получается смешно - чего стоит, например, "вывыхивание" ноги судьёй Кригсом, его отвратительная вихляющая походочка и сладострастное щёлканье зубами! Или ужимки субтильного, ах!, не по-мужски трепетного Чарли Уэйкема (М.Любезнов) или сверкание глазами его зловещего и лакированного друга Джеки Чеснея (О.Шкловский)!.
А разве можно представить другого полковника Френсиса без Михаила Казакова!
Даже роль лакея Брассета (Валентин Гафт) немыслима в другом исполнении.
Гафт просто великолепен, его Брассет образец вышколенной английской прислуги, даже к бездомному бродяге Бабсу он относится с почтением и чисто английской невозмутимостью:
- Что вам угодно, сэр?
- Ты что, с ума сошёл? Какой я тебе сэр!
- Прошу прощения. Что вам угодно, миледи?
- Миледи очень хочется рюмочку коньяку.
- Хорошо, сэр. То есть, миледи.
Роли Энни и Бетти (Татьяна Васильева и Галина Орлова) не главные, они лишь для сюжета, даже по тексту никакие, но наши актрисы расцветили эти скудные роли, сделав из своих героинь ярко выраженных недалёких, жеманных, но, главное, запоминающихся английских барышень. Кстати, для Татьяны Васильевой (тогда ещё Ицыкович) роль Энни была первой в кино.
В общем, в фильме был собран букет замечательных актёров, но, извините великодушно, господа актёры, вы - только оправа для главного действующего лица, которого блистательно исполнил Александр Калягин. Его Бабс Баберлей не просто бродяжка с улицы - это человек с романтическими душевными качествами и утончённым внутренним благородством. В этом заслуга только А.Калягина. Был бы другой актёр, получился бы другой Бабс, и неизвестно, полюбил бы его зритель также безоглядно, как любит Бабса-Калягина - как говорят в Интернете - имхо.
На главную роль пробовался Армен Джигарханян, но ему "досталась" роль судьи Кригса. Режиссёр Виктор Титов чётко видел образы персонажей и не ошибся в раздаче ролей - все заняли свои места и сыграли свои роли с блеском.
Даже актёры, игравшие полисменов, были на высоте, особенно мне запомнился Рогволд Суховерко (тот, который с усами).
Настоящая донна Роза д’Альвадорец (Тамара Носова) и ее воспитанница Элла Делей (Татьяна Веденеева) - второстепенные персонажи, хотя концы клубка сюжета завязываются именно на них - Донна Роза нужна для неожиданной развязки, а мисс Делей для подчёркивания романтической натуры настоящего мужчины, вынужденного носить женское платье.
Если говорить в-целом о фильме, то он настолько смешной, насколько и грустный. Мне нестерпимо жаль беднягу Бабса Баберлея, я сочувствую ему всеми силами души, и всякий раз жалею, что Б.Томас (и режиссёр Титов) не закончил пьесу (и фильм) хеппи- эндом.
И пусть не обижается Александр Александрович, но эта роль стала его визитной карточкой. Чичиков, Эзоп и др. роли сыграны блестяще, они характерны и выразительны, драматичны и убедительны, но парадокс, народ запоминает актёров по наиболее яркому впечатлению от, казалось бы, пустяковой в глазах исполнителя роли.
Роль неудачника Бабса Баберлея - это не роль Гамлета или Ленина, но именно она оставила глубокий след в народной памяти. Ведь талант Актёра проявляется в любой роли, а комическую, как известно, играть сложнее, чем трагическую.
Тем более, что Калягин подошёл к роли со всей ответственностью - он наделил свою героиню всеми чертами характера и поведения , которые подсмотрел у своей матери, у своих тёток и от девушек, в которых когда-то был влюблен, поэтому тётушка Чарли и получилась такая "обаятельная и привлекательная".
Скажу больше. На фоне всеобщего комизма и гротеска, Бабс Баберлей в исполнении Калягина единственно серьёзный персонаж, который живёт, переживает и по-настоящему чувствует. Понимает комическую нелепицу ситуации, сам насмешничает над участниками человеческой комедии и выражает свои истинные чувства в танце, когда он после пропетой песни не церемонится с присутствующими, а швыряет и кувыркает их налево и направо, не считаясь с их "высоким" положением.
[ Перлы героев фильма]
Бабс Баберлей (А.Калягин).
- Ох, ты меня пугаешь, я женщина нервная! Я женщина нервная...
- Боже мой! Если б вы только знали, какие гадости он мне говорит. Порядочная женщина не выдержала бы и пяти минут.
- Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь.
- Я тетушка Чарли, из Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян.
- А кто не хочет сахару или сливок?
- Вы такой любезный мужчина. Это что-то!
- Дон Педро, ох! Это был такой мужчина
- Вы полюбили бы и оценили меня еще больше, моя крошка, если б познакомились со мной поближе.
- Этот ваш опекун такая сво... Простите, у нас в Бразилии все знатные женщины так ругаются.
- Это была моя маленькая шутка. Я вообще такая проказница!
- Чёрт возьми, а в роли женщины есть свои приятные стороны.
- Хочу быть мужчиной! Хочу быть мужчиной!
- Это мой маленький каприз!
- Давайте закурим по-нашему, по-бразильски!
- Если бы вы только знали, какие гадости он мне говорит! Порядочная женщина не выдержала бы и пяти минут. (о судье Кригсе)
- Мы пропали, она знает моего бразильского мужа.
Судья Кригс (А.Джигарханян)
- Всемирно известная миллионерша! Жениться на ней - мечта моего детства.
- Мерзавец! Назвать даму сэром!
- Она думает, что мне нужен ее поцелуй. Мне нужны ее миллионы!
- Она любит выпить. Надо этим воспользоваться.
- Почему мой маленький пупсёночек не обнимет своего маленького кригсёночка?
- Я польщен честью, сэр, видеть вашу честь у себя в доме! - А я не польщен честью видеть свою честь в вашем доме! (Френсис и Кригс).
- Имя моей феи - донна Роза Дольводро... Дольводро... Дольво-дорец.
Полковник Френсис Чесней
- Донна Роза, я старый солдат и не знаю слов любви, но когда я впервые увидел вас, донна Роза, я почувствовал себя утомленным путником, который на склоне жизненного пути узрел на озаренном солнцем поле нежную, донна Роза, нежную фиалку.
- Я очень люблю трогательную музыку. Сыграйте нам военный марш. Да погромче...
И напоследок БРАЗИЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ песня и танец Бабса Баберлея.
Интересное дополнение.
Донну Розу де-Альвадорец вместо Тамары Носовой озвучивала Виктория Чаева.
А песню исполняет не сам Александр Калягин, а актёр Александр Хочинский (очень похоже, даже интонации калягинские).