И горькое сожаление о том, как быстро у нас забывают о людях, которые уже не на виду.
По иронии судьбы день похорон Татьяны Лиозновой практически совпал с международным Днём Пожилых людей.
Старые люди, как дети, нуждаются в любви и заботе, они страшно одиноки и им страшно жить.. Татьяну Михайловну формально любили все, а фактически - лишь приёмная дочка Людмила. Этот феномен однажды отметила Фаина Григорьевна Раневская: "как много любви, а в аптеку сходить некому" ...
Когда справляли юбилей фильма "Семнадцать мгновений весны", у Татьяны Михайловны внезапно отнялись ноги, и ее госпитализировали в столичную клинику доктора Дикуля. Эта клиника очень дорогая, месяц лечения в ней обходился Лиозновой почти в 96 тысяч рублей. Татьяна Михайловна переживала и признавалась корреспонденту "КП":
- "Теперь без посторонней помощи я, простите, даже в туалет сходить не могу. Вы не представляете, как мне сейчас тяжело! Так горько бывает!"
В 2005-м, 2006-м годах "Комсомолка" опубликовала на своих страницах призыв о помощи Татьяне Михайловне, открыли счёт в банке. Откликнулись Олег Табаков и Владимир Познер с его фондом "Академии Российского телевидения", читатели "КП" стали присылать на счет деньги. Татьяна Михайловна получила сумму на лечение, но их не хватило на полный лечебный курс. Врачи клиники открыто говорили Лиозновой, что бесплатно лечить ее не станут.
Татьяна Михайловна боялась, что её выбросят на улицу и плакала от огорчения и бессилия: " Меня хотят выбросить на улицу! Не знаю, что со мной будет!"
Она практически жила в нищете, у неё не было денег, она горевала, что не может расплатиться даже с медсестрой, которая дежурила возле неё ночами.
"КП" опять объявила акцию в помощь Татьяны Лиозновой, ведь она не простой пенсионер, а известный режиссёр, народная артистка СССР, лауреат государственных премий! Но никто из официальных организаций, призванных помогать, не откликнулся – ни Союз кинематографистов, ни благотворительные фонды для артистов, ни Телевидение, которое, кстати, часто крутит фильмы Лиозновой по всем своим каналам.
Татьяна Михайловна жила работой, снимала кино, замуж не выходила, детей не завела, денег не накопила, старость встретила в одиночестве и в нездоровье - давление, головные боли, опухоль, которые нашли у нее врачи, сложнейшая операция, в результате которой у Лиозновой нарушилась речь... Она держалась стойко, не жаловалось, помощи не искала, хотя сильно нуждалась в помощи.
Сотрудники "Комсомольской Правды" решили купить ей тонометр для измерения давления, Татьяна Михайловна этому очень обрадовалась, ведь самой купить аппарат ей было не по средствам.
Но Татьяна Михайловна не была совсем брошенной – с ней всегда находилась её добрый ангел-хранитель приёмная дочь Людмила, самый близкий для неё человек, других попросту не было. Актёры и коллеги, с которыми Татьяна Михайловна была знакома, были людьми её поколения и сами нуждались в уходе и внимании.
Лиознова часто созванивались с Вячеславом Тихоновым, обсуждала с ним по телефону все новости, в том числе, телефильм "Исаев" и цветные "Семнадцать мгновений весны".
Когда Вячеслав Васильевич умер, Лиознова сказала: "Таких актеров, как Тихонов, все меньше и меньше. Новые не рождаются, а старые уходят. Тем более обидно, что актеров класса Вячеслава Тихонова так мало использует наш кинематограф. Именно они носители русской культуры. А сколько их ушло в последнее время, забытых, невостребованных! И мы вспоминаем, что среди нас жили великие артисты, только на их панихиде".
Эти слова можно отнести и к ней самой.
Ее навещали давний друг Иосиф Кобзон и тележурналист Александр Любимов. Им она рассказывала, что мечтает снять фильм "Казаки" по Толстому. Не сняла, не успела.
Леонид Броневой:
- Она была очень талантливым режиссером. Где-то около года назад я навещал ее в больнице - она очень нуждалась в материальной поддержке. Но ей никто не помогал. Я спросил ее: "Татьяна Михайловна, кто вам помогает?" А она с грустью ответила: "Никто - вы первый, кто меня навестил".
Стыдно должно быть телевизионщикам, потому что, создав сериал «Семнадцать мгновений весны», она прославила телевидение, и режиссерам - фильмом "Три тополя на Плющихе" прославила кинематограф.
-Я пришел в больницу, а мне в регистратуре говорят: «Она лежит в вип-палате». Поднялся к ней в палату и ужаснулся этим «улучшенным условиям» - это была комнатка два на три метра, настоящая каморка. Перед тем, как к ней придти, я спросил у нее, что же ей купить из продуктов, чего-то вкусненького. А ей ничего нельзя было - ни мясного, ни молочного, ни шоколадного. Принес ей пачку галет - она была рада.
Александр Сокуров:
- Все ее фильмы были нужны людям. Все ее фильмы люди смотрели. Она, без всякого сомнения, относилась к числу тех режиссеров, фильмы которых, я бы даже сказал, были нужны. Немногие из фильмов, которые делают режиссеры, которые делаем мы, режиссерское сообщество, нужны людям. Она в этом смысле не ошибалась. Жалко, что только, я почему-то в этом уверен, что далеко не все, на что она была способна, и далеко не все, что она могла сделать, ей давали делать. Как это тяжело… Не знаю даже, что сказать. Потому что какие тут могут быть слова?
По материалам "КП"
Фото ИТАР-ТАСС

Татьяна Михайловна Лиознова (1924-2011)
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дача, Россия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот…
Да и я сразу не поняла, пока пару раз не нарвалась на "боголюбивых" и озлобленных старушек ))) Теперь поумнела, чего и всем желаю, приходящим в храм.
Вы так хорошо сказали, что в храм мы приходим именно к Богу, а не к людям. Я тоже это как-то не сразу поняла, но лучше поздно чем никогда!